Замок Сан-Суси

Замок Сан-СусиЗамок Сан-Суси является одним из наиболее популярных дворцовых комплексом на территории немецких земель, которые некогда принадлежали Гогенцоллернам. Располагается данное сооружение на восточной территории одноименной парковой зоны, в городе Потсдам. Эскизы для своей летней резиденции король Пруссии Фридрих II сделал самостоятельно, и дворцовый комплекс сделанный в стиле рококо был сооружен во времена 1745—1747 годов исходя из проекта архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.

Во времена Фридриха Вильгельма IV во времена 1840—1842 годов дворцовый комплекс Сан-Суси подвергается работам по реконструкции, во время которых исходя из проекта Людвига Персиуса было достроено два флигеля по бокам. На территории контроль за сооружением велся Фердинандом фон Арнимом.

В 1990 г. Сан-Суси вместе с его дворцовым комплексом и парковой зоной был добавлен в число Всемирного наследия ЮНЕСКО, исходя из таких обоснований. Было сказано, что дворцовый комплекс и парковая зона Сан-Суси, которые весьма часто именуются «прусским Версалем», выступают в качестве синтеза художественных направлений в городской архитектуре города, а также и придворной архитектуре XVIII столетия. Ансамбль выступает в качестве выдающегося образца архитектурного творчества, а также и ландшафтного дизайна, который возникает исходя из интеллектуальной основы монархических идей устройства державы.

Популярные панорамы на сады в Сан-Суси появляются за счет решения Фридриха Великого рассадить виноградники на территории южных склонов Борнштедтских холмов. Раньше на территории этих холмов произрастали дубы. Во времена «короля-солдата» Фридриха Вильгельма I деревья были вырублены, после чего их применили в качестве укрепления болотистых почв на территории сооружающегося Потсдама. 10 августа 1744 г. Фридрих Великий захотел разбить на территории голых холмов террасы виноградников.

Центральной частью шести весьма широких террас, которые были разбиты на склонах холма, было углублено, с целью максимального использования солнечного света. На шпалерах вилась виноградная лоза, которая была завезена сюда не только с территории Франции, Италии, Португалии, но тут имелся виноград и из Нейруппина, а в 168 нишах, которые были застекленные, выращивали инжир. Лицевая часть террас, которая была отделена посредством изгороди из фруктовых шпалер и декорирована посредством формовых тисов, была засеяна газоном. На центральной линии на верхушку холма вело 120 (в наше время 132) ступеней, которые были разделены на шесть пролетов, соответственно количеству террас, а с двух территории холма, было обустроено подъездную рампу.

Под холмом, в партере в 1745 г. было заложено декоративный садик, центральная часть которого в 1748 г. была занята «Большим фонтаном». Фридрих не сумел увидеть всей красоты бьющего фонтана, вследствие того, что специалисты, которых он нанял, весьма скудно умел делать фонтаны. Начиная с 1750 г. чаша фонтана окружается посредством мраморных статуй Минервы, Дианы, Меркурия, Венеры, Аполлона, Юноны, Марса и Юпитера. Плюс к тому же, он был украшен посредством аллегорических изображений четырех элементов, которыми были огонь, вода, воздух и земля. Меркурия и Венеру, которые были работами скульптора Жана-Батиста Пигаля, а также и две скульптурные группы на темы охоты, символизировали воздух и вода работы Ламбера-Сигисбера Адама. Эти работы являлись даром французского короля Людовика XV. Другие же скульптуры были сделаны на территории мастерской Франсуа-Гаспара Адама, который руководил главным французского ателье скульптур на территории Берлина. Дополнения в, как ее именуют историки, «французскую рондель» были внесены до периода 1764 г.

Невдалеке располагается и кухонный сад, Фридрихом Вильгельмом I было приказано сделать его, еще во времена 1715 года. Следует заметить, что «король-солдат» свой огород, с иронией, именовал «мой Марли», тем самым, намекая на полный изящества садик Марли-ле-Руа, которым располагал Французский «короля-солнца» Людовик XIV.

Идея про гармонию между окружающим миром и человеком находит свое отражение в размещении, а также и в декоративных элементах дворцового комплекса Сан-Суси, который располагается на верхушке холма с виноградниками. Виноградники появляются на территории Бранденбургской марки еще во времена XIII столетия, но никогда ранее они не занимали тут центрального места в художественном оформлении садов, которые принадлежали монархам. Террасы виноградников Сан-Суси образовывают ядро парковой зоны, которое венчается маленьким замковым комплексом, который Фридрих Великий именовал своим «маленьким виноградарским домиком».

Тут среди природы, наслаждаясь замечательными панорамами из окна во дворец, король очень сильно хотел проводить месяцы лета, предаваясь своим увлечениям, в виде живописи, а также занимаясь делами государственного значения. Ветряная мельница, которая появляется на холме еще во времена 1736 года, подчеркивает идиллию сельской жизни на территории Сан-Суси и выступает, исходя из мнения Фридриха, в качестве декоративного элемента дворцового комплекса.

Замок Сан-Суси13 января 1745 г. исходя из указа своего кабинета, Фридрих Великий распоряжается про сооружение загородного домика на территории Потсдама. Опираясь на его эскизы, архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф создает проект, который в будущем будет назван Сан-Суси. Кнобельсдорф предлагает Фридриху соорудить цокольный этаж, который был бы оборудован в виде погреба, и перенести сооружение к самому краешку верхней террасы, для того, чтобы оно отлично выглядело, когда взираешь на него из «партера», но Фридрих отказывается от данного предложения. Ему необходимо было сооружение не представительного вида, а уютный домик жилого типа, выполненный в стиле присущем рококо, который соответствовал бы его личным вкусам и потребностям. Также он хотел, чтобы в этом домике, культура быта отлично сочеталась с живой природой. Исходя из замысла Фридриха, дворцовый комплекс Сан-Суси должен был иметь только один этаж, а в качестве цоколя, этому дому должен был служить сам холмик, на котором он располагался. Фридрих отказывается от лестниц, большой длинны, которые вели бы из внутренних помещений. Король хотел выходить непосредственно на террасу большой ширины, которая вела бы в садик.

Фридрих II принимал активное участие в процессе по созданию всех строений, которые сооружались для него. Он участвовал в строительстве, как с художественной, так и с административной стороны. Эскизы были созданы исходя из заданных им параметров, до начала сооружения создавали предварительную смету по расходам. Работы были начаты только исходя из разрешения короля. Фридрих участвовал в решении всех вопросов и хотел понимать и знать про все, вплоть до малейшей мелочи, что часто вызывало некоторые разногласия между королем и архитекторами. Сущность автократа, которая была ярко выражена у Фридриха, сильно ограничивала идеи творческого характера Кнобельсдорфа, который довольно терпеливо и покорно следовал всем приказам и желаниям своего монарха.

Через два года после того, как было начато сооружение 1 мая 1747 г. невзирая на то, что еще не все залы дворцового комплекса были доведены до своей готовности, было сделано торжественное открытие виноградарского дворцового комплекса. В мирные времена Фридрих проживал на территории дворца, в период, начиная с конца апреля и до начала октябрьских холодов. Сооружение дворцового комплекса было предназначено только для королевской особы, а также гостей. Которых он приглашал на его территорию. После того, как Фридрих в 1740 г. очутился у власти, он отдает своей жене Елизавете-Христине Брауншвейг-Бевернской дворцовый комплекс Шенхаузен, который располагается под Берлином. Сан-Суси выступал в качестве дворца «sans femmes», который можно перевести как «замок без женщин».

Стиль рококо выделяет публичную и частную территории. В качестве репрезентативных целей в соответствии с данными канонами был выполнен дворец в Потсдаме, который именовали Городским дворцом, который был сооружен во времена правления великого курфюрста Фридриха Вильгельма в период 1662—1669 гг. Позже его разрушили в период 1945 года. Работы по реконструкции Городского дворца в городе Потсдам, где Фридрих проживал каждую зиму, шли в тоже время, что и сооружение дворцового комплекса Сан-Суси. Потсдам был превращен в истинную резиденцию королей, в тот период Берлин вместе с дворцом Шарлоттенбург, где Фридрихом было сооружено с восточной территории так называемый «Новый флигель», оказывается на втором плане.

В Сан-Суси монарх Пруссии сочиняет музыкальные произведения, предавался философским раздумьям и музицировал. Он весьма жестко руководил своим государством и проживал довольно скромно, не гонясь за роскошью. Скромность данного монарха вместе со старением превращается в скупость. Фридрих Великий запрещает вести ремонтные работы наружных стен дворцового комплекса, и весьма болезненно относился к ремонту во внутренних покоях дворца. Фридрих изъявил желание быть захороненным на территории Сан-Суси, где и скончался.

Старый Фриц, прозвище, которым его именовали народные массы, скончался 17 августа 1786 г. сидя в кресле в его кабинете на территории дворцового комплекса Сан-Суси. В своем завещании он изъявил желание, чтобы его похоронили в могиле неподалеку от его любимых псов. На протяжении 46 лет своего руководства государством Фридрих постоянно был взволнован темой смерти. Кроме своего «Политического завещания» 1752 г. практически перед каждым боем, перед каждыми военными действиями он писал завещания подобного рода. Также часто он повторял и свои пожелания по поводу погребения. По этому поводу он говорил, что жил как философ и хочет быть захоронен как философ. Не хотел торжественной помпы, пышности и роскоши. Также он не хотел чтобы его тело позже было вскрыто и забальзамировано. Он хотел быть захороненным на территории Сан-Суси на холме с террасами в могилке, которую он до этого приказал соорудить для себя. Вслучает его смерти на войне или вовремя пути, король просил захоронить его в ближайшем подходящем месте, а в зимний период, транспортируют на территорию Сан-Суси. Племянник Фридриха вместе с его приемников Фридрихом Вильгельмом II не сумели выполнить данные пожелания и захоронили Фридриха Великого в уничтоженной во времена 1945 года Потсдамской гарнизонной церквушке, где был похоронен его отец, «король-солдат» Фридрих Вильгельмом I.

В тоже время могилка на территории церквушки не выступает в качестве последнего пристанища королей Пруссии. Через почти 160 лет в период Второй мировой войны солдатами вермахта было вывезено гробы, во время спасения их от возможного уничтожения. Сперва в период марта 1943 года, эти гробы поместили на территорию подземного бункера в Потсдамском районе, который назывался Айхе. В период марта 1945 г., гробы перевезли на территорию соляной шахты в тюрингском Бернтероде, откуда после того, как война была закончена американские войска отправили их на территорию гессенского Марбурга. Там останки королей Пруссии были расположены на территории местной церквушки св. Елизаветы, а во времена августа 1952 г. их транспортировали на территорию замкового комплекса Гогенцоллерн, который располагается неподалеку от Хехингена в Баден-Вюртемберге.

После того, как Германия была объединена завещание Фридриха Великого, наконец, исполнили. В 1757 году, он писал, что желает быть захороненным на территории Сан-Суси ночью, без всякой помпы и роскоши. 17 августа 1991 г. ровно спустя 205 лет после кончины Фридриха его останки вместе с почетным караулом бундесвера были установлены для торжественного прощания на парадном дворике Сан-Суси. Погребение было сделано ночью. Фридриха похоронили в могилке, которая была подготовлена исходя из его указания на территории верхней террасы виноградника еще во времена 1744 года.

Замок Сан-СусиЧто касается отца Фридриха II «короля-солдата», то он находит свое последнее пристанище на территории мавзолея императора Фридриха во Фриденскирхе в парковой зоне того же дворцового комплекса Сан-Суси.

После тог, как Фридрих Великий умирает, на территории Пруссии наступает абсолютно новый период, который находит свое отражение и в поменявшихся формах в архитектуре. Фридрих II не воспринимал уже давным-давно распространенный и доминирующий в период 1770—1830 годов на территории европейского континента стиль классицизма. Вместе со вступлением на трон Фридриха Вильгельма II классицизм получает популярность на территории Берлина и Потсдама. Исходя из приказа нового монарха, в Потсдаме было сооружено дворец из Мрамора. Плюс к тому же и Новый сад, а на территории Сан-Суси преемник Фридриха проживал только эпизодически до периода 1790 г. Еще в тот год, когда умирает Фридрих, на территории Сан-Суси заменяется меблировка и были проведены ремонтные работы в кабинете и спальной комнате короля.

Работы по реконструкции в Сан-Суси были поручены Фридриху Вильгельму фон Эрдмансдорфу. В тот период, когда исходя из приказа Фридриха Великого, в период 1763—1769 годов сооружался барочный Новый дворец, дессауский архитектор строил в Верлицской парковой зоне дворец Верлиц, который является первым архитектурным памятников на территории немецких земель, который был сделан в стиле классицизма. Исходя из его приказа, на территории Сан-Суси появляется первые на территории Потсдамских и берлинских дворцовых комплексов интерьеры, выполненные в стиле классицизма.

Правивший во времена, начиная с 1797 г. Фридрих Вильгельм III останавливается на территории виноградарского дворца только весьма в редких случаях. Его семейство жило в летний период года на территории дворца Парец или же в Пфауэнинзеле.

Сан-Суси в период правления Фридриха Вильгельма IV

Почти через одно столетие после того, как было сооружено дворовый комплекс Сан-Суси, на троне Пруссии появляется король, который был убежден в том, что его корона является божественной. Он верил в превосходство абсолютизма и Фридрих II, являлся его кумиром. Фридрих Вильгельм IV, который был прозван «романтиком на троне», был связан с Фридрихом Великим благодаря общности различных интересов. Он увлекался архитектурой, а также весьма активно принимал участие и в художественной деятельности. Путем единения со своим почитаемым предком, монарх хотел легализировать свои претензии на власть и роль монарха в новой политической обстановке средины XIX столетия, где он ощущал себя в весьма неуютном положении. Это являлось бегством из реальности в мир своих грез.

Еще во времена, когда он был кронпринцем, Фридрих Вильгельм проявлял довольно активный интерес к замковому комплексу и парковой зоне Сан-Суси, который был сооружен его прадедом. Старший сын Фридриха Вильгельма III и Луизы Мекленбург-Штрелицской еще во времена 1832 года просит разрешения на пользование дворцовым комплексом своего прадеда. В тоже время, лично для него и его жены Елизаветы Людовики Баварской было сооружено дворцовый комплекс Шарлоттенхоф неподалеку от паркового комплекса Фридриха.

После того, как этот деятель очутился у власти в период 1840 года, что значило, ровно через сто лет, после того как к власти пришел Фридрих Великий, королевская чета полностью переселяется на территорию гостевых апартаментах в «божественном Сан-Суси», как его именовал Фридрих Вильгельм IV. Оригинальная обстановка, которая дворцового комплекса, дополняется меблировкой периода Фридриха II. Фридрих Вильгельм хотел вернуть прежний величественный вид отреставрированной, во времена Фридриха Вильгельма II комнате, где скончался Фридрих II. В тоже время, данной затее не суждено было сбыться, вследствие того, что оригиналы эскизов и проектов не были сохранены. На свои прежние места во времена 1843 года получилось вернуть лишь кресло, в котором скончался Фридрих Великий.

Флигели по бокам дворцового комплекса Сан-Суси также требовали ремонта, для того, чтобы размещать здесь придворных, было весьма мало места, и Фридрих Вильгельм IV поручает Людвигу Персиусу подготовить проект по восстановлению Сан-Суси. Управление выполнением восстановления было возглавлено Фердинандом фон Арнимом. Он обладал весьма хорошим чутьем в архитектурном плане, в этот период было восстановлено части оформлений фасада на северной территории, которые исходя из представлений Кнобельсдорфа придавали этому сооружению более строгий репрезентативный вид в сравнении с более легкомысленными фасадами, которые были обращены в сторону садика. Новые постройки, были связаны со старыми, с величайшим чувством стиля.

В декорировании внутреннего интерьера западного флигеля, как и прежде, применяли стиль рококо. «Второе рококо» во времена 20-х годов снова приобретает популярность, в качестве одного из многочисленных актуальных стилевых направлений в период XIX столетия, но для Фридриха Вильгельма IV, из-за Сан-Суси рококо являлся не просто проявлением модных тенденций, а выступал в качестве переосмысления художественных ценностей Фридриха Великого. Исходя из этого, данный виток рококо мы можем найти только на территории Сан-Суси. В большинстве других строений, которые появляются во времена Фридриха Вильгельма IV, преобладал античный стиль, классицизм, а также и ренессанс.

После весьма длительной и тяжелой болезни Фридрих Вильгельм IV скончался 2 января 1861 г. на территории своего любимого дворца Сан-Суси, его похоронили на территории Фриденскирха, который был сооружен в парковой зоне Сан-Суси в период 1845—1848 годов. Последним человеком, кто проживал на территории дворцового комплекса, являлась его овдовевшая жена Елизавета Людовика. В одиночестве она проводила тут летние месяцы года на протяжении тринадцати лет. В феврале 1861 г. она написала своему племяннику, Оттону I, который в то время находился при власти в Греции, что она продолжает тихо проживать на территории дворца, который так любил ее муж. Который он постоянно декорировал и где он провел все последние годы своего бытия. Она писала, что большое количество грустных воспоминаний о счастливом времени и, особенно, про его последние страдания разбили сердце автора. Дальше она пишет, что ничего не сумеет ей помочь избежать боли, которая осталась с нею. А тоска снова и снова приводит ее на территорию этого дворца. Елизавета Людовика скончалась 14 декабря 1873 г., ее похоронили рядом с Фридрихом Вильгельмом IV на территории Фриденскирха.

Замок Сан-СусиПосле того, как умерла его последняя обитательница королевского семейства, дворцовый комплекс Сан-Суси превращается в музейный комплекс и тем самым начинает выступать в качестве одного из самых первых дворцов-музеев на территории немецких земель. По окончанию периода Первой мировой войны и ликвидации монархии виноградарский дворцовый комплекс первое время находился в имении Гогенцоллернов, а во времена 1927 года, его судьба была доверена на попечение созданного 1 апреля того же года Управления государственных музейных комплексов и садов. На территорию замкового комплекса Сан-Суси открыли публичный доступ.

После того, как были начаты бомбардировки Берлина в период Второй мировой войны во времена 1942 года исходя из соображений безопасности предметы искусства, представляющие особенную ценность из дворцовых комплексов Берлина и Потсдама были транспортированы на сохранение, на территорию бранденбургского Райнсберга и тюрингского Бернтерода. Сооружению дворцового комплекса удалось уцелеть во время сражений за Потсдам в период апреля 1945 г., в тоже время, в период боев, которые происходили на территории северной стены дворцового комплекса между подъездом к нему и исторической мельницей, пожару поддалась галерея, вместе с ветряной мельницей.

После периода Второй мировой войны большинство фондов, которые были укрыты на территории Райнсберга, было вывезено как «трофейное искусство» на территорию Советского Союза и были возвращены на территорию ГДР, только во времена 1958 года. Те же предметы, которые обнаружили американские войска, на территории Бернтерода сперва доставили на территорию Висбадена, который являлся центральным пунктом по сбору предметов искусства. Во времена 1957 года, они были переданы на территорию дворцового комплекса Шарлоттенбург, который располагается в западной части Берлина. После того, как Германия была объединена в сентябре 1992 г. собрание книжек, которые принадлежали Фридриху Великому, были возвращены на территорию дворцового комплекса Шарлоттенбург на свои прежние места, на территории библиотеки дворцового комплекса Сан-Суси. После этого, во времена 1993-1995 годов на территорию Сан-Суси было перемещено 36 живописных полотен.

Исходя из своих скромных, для дворцового комплекса королей, размерам Сан-Суси, из двенадцати комнат которого Фридрих Великий обитал лишь на территории пяти, соответствовал изменениям в придворной архитектуре, которые произошли в период средины XVIII столетия. Дворцы-резиденции барочного типа, которые сооружались в период средины XVII столетия по примеру Версаля, продемонстрировали экономическую и политическую мощь своих хозяев. Масштабы данных роскошно декорированных строений зачастую превышали в несколько раз те, которые были собственно нужны для резиденций и расположения необходимого, в соответствии со статусом, числа придворных лиц. После монументальности и роскоши в архитектуре намечается стремление к комфорту и интимности. Изменения проходили довольно плавно. Фридрих Великий, который был всю свою жизнь сторонником стилей рококо и барокко, спустя 12 лет после появления дворцового комплекса Сан-Суси соорудил на территории западной области парковой зоны Новый дворцовый комплекс. Соорудением дворцового комплекса , в котором должны были размещаться гости и выполненного в стиле барокко, он отмечает мощь и силу Прусского государства по окончанию Семилетней войны. Сам Фридрих именовал Новый дворцовый комплекс «фанфароннадой».

Следует заметить, что королевский сад, на территории дворцового комплекса Сан-Суси не занимает центрального места в архитектурном ансамбле, а выступает только в качестве элемента виноградника, которая увенчивает его, что не скажешь о других дворцовых комплексах на европейском континенте. Одноярусное основное сооружение, вместе с его бесшовно-объединенными с ним флигелями по бокам почти совпадают по длине с террасой на верху. Накрытые аллейки, которые скрывают флигели по бокам с территории садика, заканчиваются посредством двух отдельно стоящих сетчатых павильонов, богато декорированных посредством золотого орнамента. Ха счет большого количества дверей из стекла на территорию внешних помещений дворцового комплекса попадает огромное количество солнечных лучей. Анфилада залов сглаживается посредством полуовальной центральной частью, которая немного выдается благодаря своему куполу над плоской двускатной крышей. На территории купольной части, выполненными из бронзы буковками написано имя дворцового комплекса.

Фасад, который обращен на территорию виноградника, декорирован посредством скульптурных изображений, которые располагают пышными формами. Эти скульптуры сгруппированы попарно между окнами, наподобие атлантов и кариатидов, поддерживающих крышу. Данные статуи, изготовленные из песчаника вакханов и Вакхов, которые сопровождают бога вина Вакха, были сделаны руками местного скульптора Фридриха Христиана Глуме. В той же мастерской были произведены вазы для балюстрады, которая окружает крышу и группы путто на купольных окнах.

Весьма игриво оформленная сторона сада дворцового комплекса весьма сильно отличается от фасада на северной стороне, в архитектурных особенностях которого имеется деловая строгость. В качестве пандана к полуовальной центральной части стороны сада, выступает ризалит в форме прямоугольника, имеющий плоскую, односкатную крышу. Место кариатид и атлантов перекрытия поддерживаются посредством коринфских пилястров.

Колоннады, которые отходят от здания дворцового крыла, окружают в виде полукруга парадный дворик и открываются снова, возле размещенной на севере крутой подъездной рампе. 88 колонн коринфского типа в два ряда формируют крытую галерею. Как и южный дворцовый фасад, она декорирована посредством балюстрад, и декорирована вазами, сделанными из песчаника.

Дворцовый комплекс сооружен в соответствии с принципами загородного домика Франции (от французского maison de plaisance), комнаты дворцового комплекса располагаются на одном и том же уровне, с целью, чтобы из них, можно было с легкостью, переместится на территорию садика. Во время планировки комнат огромное влияния уделяли комфорту и удобству. Исходя из мнения архитектурной теории того времени, при дворе, комфорт был представлен в виде «двойных апартаментов» (от французского appartement double). Они были представлены в виде размещение комнат в два рядочка. Основные комнаты располагались на территории садовой части, которая, зачастую, была обращена к южной стороне, а помещения для слуг располагаются на территории северной стороны сооружения. Исходя из этого «appartement double» состояли из главного помещения, а также из примыкающей к нему комнаты, где жила прислуга. Эти комнаты были соединены между собой при помощи дверей. Комнаты располагались по прямой, анфиладой, что давало возможность при такой необходимости наблюдать их размеры. Основной вход на территорию дворца располагается в его центральной области, по виду этого входа весьма не просто сразу судить про частный характер данного строения.

Замок Сан-СусиИсходя из правил придворной архитектуры, Фридрих Великий делает наброски схем, на которых, в тоже время учитывались, и его личные представления и пожелания про комфортное жилище и в нескольких аспектах не были такими же, как в архитектурной теории Франции. Фридрих Великий детально прорабатывал и декорацию интерьеров. Такие художники как Иоганн Мельхиор Камбли и Генрих Вильгельм Шпиндлер, братья Иоганн Христиан и Иоганн Михаэль Хоппенхаупты, Иоганн Август Наль большое количество своих работ в стиле рококо для дворцового комплекса Сан-Суси создавали исходя из эскизов Фридриха Великого. Фридриху как человеку необходимы были любые стремления к роскошной жизни со стороны других людей. Он весьма мало переживал про этикет и моду и в старости гулял в изношенной и грязной одежде, но весьма сильно любил окружать себя вещами высокой стоимости. Этот деятель любил все красивые вещи, и декорировал свои личные покои исходя из собственных тонких вкусов и потребностей, зачастую игнорируя общеизвестные вещи. Данные весьма «оригинальные композиции» выполненные в стиле рококо получают в искусствоведении именование «фридерицианского рококо».

Центральным местом на территории дворцового комплекса Сан-Суси выступает вестибюль, а также мраморный зал, который обращается к садику. В западной стороне от него, располагается пять комнат для гостей, а в его восточной части имеются королевские апартаменты, которые состоят из зала аудиенций, спальни, кабинета, библиотеки, концертного зала и удлиненной галереи на северной территории дворца.

На территории вестибюля продолжается сдержанная атмосфера парадного двора вместе с его колоннадой. Вестибюльные стены разделяют десять пар колон коринфского типа, сделанных из гипса белого цвета под мрамор, декорированных посредством позолоченных капителей. Три десюдепорта, посвященные вакхической теме, на входе могут напомнить гостям про расположенный невдалеке виноградник. Стукко с использованием позолоты, сделанные Георгом Францем Эбенхехом. Строгая элегантность нарушается только посредством живописного плафона художника из Швеции Иоганна Харпера, на котором изображается богиня Флора, сидящая на небесах вместе с ее гениями, которые сбрасывают вниз цветки.

Мраморный зал в форме овала с богато декорированным посредством золота куполом и потолочным окошком на его верхушке, выступает в качестве парадного зала дворцового комплекса, в качестве образца, для этого зала Кнобельсдорфу служил Пантеон в Риме. Парные колонны вместе с мозаиками на полу сделаны в данном зале из высококачественного силезского и каррарского мрамора.

В двух нишах располагаются скульптуры, сделанные французским мастером Франсуа Гаспара Адама. Тут мы можем увидеть Венеру Уранию, богиню жизни и природы, а также и Аполлона, бога искусств. Аполлон сжимает в своей руке раскрытую книжку, которая озаглавлена названием «О природе вещей» Лукреция. Текст на странице открытой Аполлоном, который выступает в качестве девиза дворцового комплекса, звучит как: te sociam studeo scribendis versibus esse / quos ego de rerum natura pangere conor, что можно перевести как «Будь же пособницей мне при создании этой поэмы, / Что о природе вещей я теперь написать собираюсь». По соседству с мраморным залом располагается зал для аудиенций, который эксплуатировался в качестве столовой. Его обличие определяется посредством многочисленных полотен художников из Франции XVIII столетия. Тут мы можем найти: Антуана Ватто, Пьера-Жака Каза, Жана-Франсуа де Труа, Жана-Батиста Патера, Луи де Сильвестра. Путто вместе с книжками и цветами размещенных на рельефных супрапортах составлены посредством Фридриха Христиана Глуме. На картине на потолке «Зефир увенчивает Флору» художника при дворе художника Антуана Пэна показана богиня цветов и бог ветра.

На территории концертного зала ярче всего проявлено характерное для рококо изобилие в декоративных элементах. Посредством рокайлей декорированы потолок и стены, а также обрамляются зеркала, висящие на стенах и фрески Антуана Пэна. Обшивка из дерева сделана декоратором и скульптором Иоганном Михаэлем Хоппенхауптом Старшим. Рояль является работой Готфрида Зильбермана 1746 г., а пюпитр для нот, которым пользовался Фридрих Великий, был сделан скульптором-декоратором Мельхиором Камбли в 1767 г., красноречиво оповещает про назначение этой комнаты. Атмосфера праздника в зале во времена королевских концертов весьма точно демонстрирует картина Адольфа фон Менцеля, которая называется «Флейтовый концерт в Сан-Суси». Фридрих Великий играет на поперечной флейте, а аккомпанирует ему Карл Филипп Эммануил Бах, который приходился сыном Иоганну Себастьяну Баху.

Вовсе другую картину, представляют собой, переоборудованные, во времена 1786 года, Фридрихом Вильгельмом фон Эрдманнсдорфом, спальная комната и кабинет Фридриха Великого. Тут располагается суровый и прямой классицизм. Стены декорированы за счет обивки из зеленого шелка, который декорирован резьбой по дереву с использованием позолоты, которая все же уступает место шелковой обивке. Потолочные рокайли из гипса с использованием позолоты, были сняты и поменяны на живописный круг, вокруг которого группируются символы, олицетворяющие знаки зодиака. Данная комната разделяется на две области, посредством двух высоких ионических колонн, которые располагаются на постаментах. Этими колоннами был заменен богато декорированный парапет. В средине XIX столетия интерьер дополняется посредством недостающих элементов меблировки эпохи Фрдриха Великого, а также посредством живописных портретов, а также сюда ставится письменный стол Фридриха, а также и его кресло, в котором он скончался.

Библиотечный зал не очень вписывается в правила дворцовой архитектуры Франции. Комнатка в форме круга вне анфилады залов почти спрятана в глубине королевских апартаментов, а со спальной комнатой и кабинетом короля она связывается посредством узенького коридорчика, за счет чего подчеркивается ее частный характер. Тут «философ из Сан-Суси» мог находиться в одиночестве. Стены, декорированы посредством обивки кедровым деревом, а также большое количество книжных стеллажей из кедрового дерева придают интерьеру библиотеки, законченный вид. Весьма гармоничное сочетание золотого с коричневым служат весьма богатым декоративным элементом рокайлей, что обеспечивает на территории библиотеки атмосферу уюта и спокойствия.

На территории библиотечной комнаты мы можем найти примерно 2100 томов поэзии, которая относится к периоду древней Греции и Рима, также мы можем найти тут и большое количество трудов на историческую тему, написанных на французском языке. Плюс к тому же тут имеется и французская литература XVII и XVIII столетия, в качестве главных произведений этого жанра, тут выступают произведения философа и поэта Вольтера. Следует заметить, что немецкая литература не пользовалась особенным уважением у Фридриха. Переплеты книжек сделаны из козьих кож красного и коричневого цветов с использованием позолоты. На территории дворцовой библиотеки короля был сформирован единый набор произведений литературы, которые во времена 1771 года были отмечены на переплетных крышках посредством золотых букв: V – что относилось к дворцу Сан-Суси (V происходит от Vigne, что можно перевести как «виноград»), S относилась к новому дворцу в Сан-Суси, P относится к Городскому дворцу в Потсдаме, B (курсив) относится к Берлинскому городскому дворцу, B, BR относится к дворцу на территории Бреслау.

На территории парадного двора располагается галерея. И тут архитектор короля все же сделал отступления от схем, предложенных французским стилем, который предусматривал в данной части дворцового комплекса несколько комнат для прислуги. В стене весьма узенькой вытянутой комнатки со внутренней части устраиваются ниши в которых помещены скульптуры из мрамора, которые олицетворяют богов античной Греции и Рима. Внешняя же стена, которая располагает пятью окнами, декорирована посредством зеркал. Ниши идут поочередно с картинами Антуана Ватто, Жана-Батиста Патера и Никола Ланкре. Работы этих мастеров, король ценил больше всего.

С западной части к мраморному залу примыкает пять комнат, предназначенных для гостей. За счет двух именных комнат, нам точно известно о том, что на привилегированных началах, на территории Сан-Суси, мог проживать граф фон Ротенбург, который был близким доверенным лицом монарха. Он проживал на территории дворцового комплекса аж до своей кончины в 1751 г. Также такой привилегией пользовался и французский философ Вольтер, который жил на территории дворца в летний период, когда бывал в городе Потсдам во времена 1750—1753 годов. Также следует заметить, что присутствие этого деятеля на территории дворца Сан-Суси было изображено на картине Адольфа фон Менцеля, которая называется «Круглый стол в Сан-Суси». В заседаниях круглого стола могли принимать участие философы, писатели, офицерский состав, а также и дипломаты. Что касается философов, то к ним причислял себя и сам Фридрих Великий, называвший себя «философом из Сан-Суси».

Пандан ведущий к библиотечной комнате на территории западного крыла дворцового комплекса образует помещение Ротенбурга, которое также выходило в анфиладу залов. Остальные комнаты для гостей образовывали «двойные апартаменты», которые были оборудованы альковом в округлой стене напротив окошек.

Комната где проживал Вольтер выделялась своими декоративными элементами в оформлении. Второе название этой комнаты, это «цветочная комната». Она была выкрашена в желтый цвет, и имела облицовку из древесины, украшенных посредством деревянной резьбы разных цветов, в виде попугаев, аистов, журавлей, обезьян, цветочных гирлянд, фруктов и цветов, которые были сделаны мастером Иоганном Христианом Хоппенхауптом Младшим в период 1752-1753 гг.

После того, как разбиваются террасы виноградников и достраивается дворцовый комплекс, наступает период, когда начинается обустройство окрестных земель, где планировалось соорудить садовый комплекс в стиле барокко, который имел газоны, цветочные клумбы и насаждениями из древесины. Посредством квадратов высаживается 3000 деревьев фруктового типа. Тут мы можем найти дыни, бананы, апельсины и персики которые росли в огромнейшем количестве садовых парников. Про объединение утилитарных и декоративных садовых комплексов говорят нам богини Помона и Флора, которые декорируют портал, имеющий обелиск возле входа в парковый комплекс с восточной стороны.

После сооружения на территории парковой зоны иных сооружений, на его территории появляется прямая, в виде стрелы, основная аллея, протяженность которой равна двум с половиной километрам. Свое начало данная аллея берет на восточной стороне от сооруженного во времена 1748 года обелиска, а заканчивается возле Нового дворца в западной стороне паркового комплекса. На уровне, с сооруженной во времена 1764 года, картинной галерей и Новых палат, сооруженных в боковых частях дворцового комплекса в 1774 году. Данная аллея, раскрывается к ротондам с фонтанами, которые были окружены, посредством скульптур из мрамора. От данной территории среди высоких кустов в виде лучей расходятся дороги, которые ведут на разные территории паркового комплекса.

В оформлении парковой зоны Сан-Суси Фридрих Великий следовал идеям, которые были уже воплощены в Нейруппине и Райнсберге. Еще в период своего пребывания на территории Нейруппина, где, выступая в качестве кронпринца, во времена 1732-1735 годов он руководил полком, Фридрих приказал разбить на территории своей резиденции декоративно-утилитарный садовый комплекс. Уже тут он отказывается от классических барочных декоративных элементов, исходя из исключительно репрезентативных целей по примеру Версаля и объединяет полезное с прекрасным. Данным принципам монарх остался верен и на территории Райнсберга. Во время переоборудования дворцового комплекса, который был подарен ему, его отцом Фридрихом Вильгельмом I, в квадратах, которые были обрамлены посредством кустарников, он приказал посадить овощи и фрукты.

Фридрих Великий вкладывал довольно большие финансовые средства в систему фонтанчиков, на территории паркового комплекса Сан-Суси, исходя из того, что фонтаны выступали в качестве неотъемлемого элемента садов в стиле барокко. В тоже время фонтаны, как и сооруженный в период 1757 года грот Нептуна на территории восточной области парковой зоны, не эксплуатировали по своему назначению. У «фонтаньеров», которые были наняты Фридрихом, не доставало профессионализма, для того, чтобы добиться нужного напора воды, для каждого из фонтанов на территории парка.

Лишь через столетие данную проблему разрешили при помощи использования силы пара. В октябре 1842 г. начинает работать сооруженная Августом Борзигом паровая установка, которая располагала мощностью в 81,4 лошадиных сил, и заставляла бить «Большой фонтан», который располагался возле подножия виноградникового холма на высоту в 38 метров. Специально для данной машины, парового типа на территории бухты Хафеля по заказу Фридриха Вильгельма IV Людвигом Персиусом было сооружено насосная станция в виде мечети турецкого типа, труба которой была выполнена в виде минарета.

За несколько лет до данного события Фридрих Вильгельм III приобретает участок земли, который располагается в южной части от паркового комплекса Сан-Суси и дарит его на тождественные праздники 1825 г. своему сыну, кронпринцу Фридриху Вильгельму, который в будущем стал Фридрихом Вильгельмом IV. На территории бывшей усадьбы помещика архитекторы Людвиг Персиус и Карл Фридрих Шинкель соорудили дворцовый комплекс Шарлоттенхоф. Петеру Йозефу Ленне поручили оформить садик. Исходя из примера декоративно-утилитарных садов, которые сооружались в период, когда у власти был Фридрих Великих, садовый архитектор превращает ровную, в некоторых местах слегка заболоченную территорию в открытый ландшафтный парковый комплекс. За счет обширных лугов из Шарлоттенхофа открываются замечательные панорамы на Новый дворец с Храмом дружбы и Римские купальни, которые относятся к периоду Фридриха Великого. Свободно расположенные группы насаждений деревьев оживляют территорию паркового комплекса, на территории юго-восточного краешка которого был сделан искусственный пруд. Грунт данного паркового комплекса применяли в создании на окружающих территориях плавно переходящих холмов, на верхушках которых пересекались дорожки паркового комплекса.

wpDiscuz
error: Копирование запрещено.