Украшения доисторической эпохи

Украшения МесопотамииС момента своего возникновения люди стремились разнообразить и совершенствовать свое существование. Они украшали жилище, предметы домашнего обихода, одежду, а со временем стали украшать и себя. Очень немногие свидетельства той эпохи сохранились до наших времен. Однако они позволяют утверждать, что существовавшие в бронзовом веке, конце III тысячелетия, государства развивались не равномерно.

Украшения МесопотамииТак в Древнем Египетском Царстве большого расцвета достигла художественная культура, а на территории шумерской цивилизации в Месопотамии, племена, располагавшиеся в Центральной Европе заметно отставали в развитии от своих соотечественников Средиземноморья. Одной из причин взлета изобразительного искусства был тот факт, что древние мастера Анатолии освоили технику обработки бронзы, дали толчок для возникновения металлургии, а после эти умения перекочевали на Крит и Кипр. В имеющихся образцах орнаментов той поры ярко видно преобладание геометрических мотивов над растительными, четко заметны абстрактные формы. Для транспортировки более удобными становятся изделия из металла, что способствует возникновению и укреплению товарообмена между народами и государствами, а это в свою очередь, дает большие возможности обменивать и заимствовать культурные традиции населения, приемы и способы технологической обработки материалов и технике изготовления различных изделий, кроме того помогает распространять собственные декоративно-художественные достижения. Существовавший и царивший в Средиземном море флот с острова Крит, способствовал подобному обмену. Благодаря ему на Балтийское побережье экспортировались бусы из фаянса и изделия из бронзы, а в обмен импортировался драгоценный янтарь. Параллельно с освоением технологии получения и обработки металла, изобрели еще одну разновидность украшений — из камня. Это дало возможность разнообразить используемые для изготовления украшений материалы, а позже и заменять дорогостоящие привозные камни — янтарь, на собственные, более дешевые – агат.

До нашего времени сохранилось древнее украшение, которое представляет собой ожерелье из бусин, каждая выполнена в виде пластинки с нанесенным не нее мотивом геометрического орнамента или пунктира.

Золотая ваза бронзового векаК образцам ювелирного искусства бронзового века относят золотые вазы, богато украшенные узорами из горизонтальных желобков; разнообразные нагрудные украшения из металла, выполненные из массивных золотых листов и декорированные чеканным орнаментом. Некоторые изделия завершаются дисками с витиыми золотыми стержнями, выполненными в виде полумесяца и снова-таки, украшенными чеканным узором. Описанные изделия были найдены археологами на севере Англии и в Ирландии.

О размере богатства и профессиональном мастерстве ремесленников Центральной Европы доисторической эпохи свидетельствуют разнообразные изделия – венгерская золотая чаша, из местечка Андъяфёльде и румынский золотой чеканный шлем из Пояны-Коцофэнешти. Не уступали в богатстве и искусстве изготовления украшений население Северной Германии и Скандинавские народы. Интересны для исследования датские изделия из золота: сосуды, верхняя часть ручек, у которых выполнены в виде звериных голов, и вазы, декорированные орнаментальным узором из концентрических кругов. Особый интерес к древним изделиям, изготовленным из недрагоценных металлов: швейцарские бронзовые браслеты обильно украшенные насечкой.

Украшения железный векНе поскупился на памятники ювелирного искусства и Железный век. Сохранились типичные для центрально европейских государств украшения: ожерелья и серьги с геометрическим орнаментальным узором; редчайшее украшение – диадема из золота, декорированная фигурами крылатых коней, которая изготовлена, предположительно, в Причерноморье и ярко свидетельствует о влиянии греческой художественной культуры.

До нашего времени сохранились уникальные памятники кельтского ювелирного искусства, которые относят к Латенскай культуре (V — I вв. до н. э.). У кельтов существовали постоянное морское сообщение и тесные торговые связи с Древней Грецией и Этрурией, поэтому в кельтских узорных композициях умело сочетаются орнаменты разных древних культур: абстрактные, характерные для местных орнаментов, растительные –, присущие средиземноморским композициям, зоо- и антропоморфные, используемые в восточных рисунках и узорах.

Таким образом, сформировался латенский узор, в котором преобладают цветочные и анималистические элементы и подчинены они основной изогнутой линии композиции.

Кельтские украшени из драгоценных металловКельтские изделий из драгоценных металлов представлены, а посудой форма, которой напоминает огромные чаны. Изготовлены они из двух слоев серебряных пластин и декорированных чеканкой. Внешнюю сторону изделий украшали рельефные бюсты с большими круглыми головами, окруженные крылатыми грифонами и более мелкими фигурками. Такие композиционные мотивы большей мере присущи восточным узорам. К традиционной кельтской культуре относят и бронзовые диски, найденные при раскопках в Овере. Чеканная бронза изделия сверху покрыта листом золота, а соединены материалы с помощью ковки. При раннем изготовлении монет кельты наносили узоры на которых сильно заметно влияние греческой культуры, однако позже, мастера начали отдавать предпочтение местным традициям и стали использовать в работе стилизацию. Так при чеканке монет колесница, греческий элемент, заменяется просто изображением коня, к которому у народа было особо трепетное и почтительное отношение. Другие, сохранившиеся, памятники кельтской культуры того периода: сосуды из бронзы, декорированные зооморфным орнаментом, и ажурные диски ручных зеркал, датируемые I ст. до н.э., очень напоминают узоры, украшающие ахеменидские и египетские вазы. Это подтверждает гипотезу, что кельты свято берегли и сохраняли самобытность и традиции своего художественного искусства до периода завоевания их римлянами в начале I ст. н.э.

Украшения скифовУстановить точные хронологические границы формирования и преобразования художественного искусства степных кочевых народов можно лишь условно, поскольку нет возможности точно установить географические границы расположения этих племен. Большинство имеющихся находок, датируются VIII — II вв. до н. э., а металлические изделии этого периода, можно встретить на территории от Черного моря до Байкала. Скифы, как известно, перекочевали с берегов Каспия и VIII веке до н. э. поселились на юге России, в Поволжье и на Украине. Они общались с крымскими греческими колониями, однако подвергались немалому влиянию древневосточных культур.

Художественное искусство скифов поражает динамизмом и реалистичностью композиционных образов, которые отличатся анималистическими мотивами.

Украшения скифовВеличайшим достижением скифских художественных мастеров являются украшения из бронзы и золота, выполненные в «зверином стиле». Внешний вид и декоративное украшение ювелирных изделий ярко демонстрирует любовь и стремление к возможной роскоши. Это подтверждают бляшки из чеканного золота, богато инкрустированные эмалью и янтарем (VIII в. д н. э.). Зооморфный мотив, который больше всего встречается в скифских ювелирных украшениях: олень или конь, выполнялся по-разному: в одних случаях – реалистично, в других – стилизованно. Это можно объяснить верованиями скифов в то, что именно олень сопровождал души почивших в потустороннее царство.

Выходцы из территории современного Ирана, сарматы, обосновались в бассейне реки Волги около V века до н. э. Памятники их ювелирного искусства – ажурные поясные бляхи из золота, украшенные сценами борьбы и охоты животных. Особо ценные памятники сарматского ювелирного искусства, датируемые I – II ст., были найдены археологами в южной части России. Это набор разнообразных украшений и предметов, предназначенных для женских нужд: ажурный венец с фризами, на которых искусно изображены грифоны; игольница, круглой формы коробочка и флакон для хранения благовоний; ваза, ручка который выполнена в виде фигуры оленя.

Эпоха большого переселения народов способствовала распространению по миру, заимствованию и смешиванию между собой художественных традиций существовавших доисторических культур.

wpDiscuz
error: Копирование запрещено.