Полуторный меч

Полуторный мечПолуторный меч (Longsword) является представителем одного из типов европейских мечей, используемых во времена эпохи Возрождения и периода позднего средневековья, около 1350-1550 годов. Эти мечи отличаются длинной крестообразной гардой, длина которой вместе с эфесом достигает 15 см. Как правило, масcа полуторного меча составляет от 1,2 кг до 1,4 кг (хотя более легкие образцы весят меньше 1 кг, а более тяжелые – чуть больше 2 кг).

В большинстве случаев, во время боя полуторный меч держат двумя руками, хотя, отдельные из них, используют как одноручные. Полуторным мечом наносят режущие, рубящие и колющие удары. Посмотрев на его конфигурацию, станет понятно, что полуторный меч предназначен для атакующих действий. Можно атаковать абсолютно всеми частями полуторного меча, — даже гардой и навершием.

Согласно типологии Окшотта, средневековье (в частности, вторая половина Высокого Средневековья, около 1250-1350 гг.), характеризуется мечами подтипов XIIа и XIIIа, которые были предками полуторных мечей. «Великие мечи» (great swords) — именно так назвал их Окшотт, делая при этом ударение на их полуторных рукоятях (имеющие длину, которая достаточна для того, чтобы вторая рука удерживала рукоять за навершие) и, в принципе, больших клинках (приблизительно 0,9 м). Одноручные мечи этого времени были заметно короче, чем полуторные мечи. При наступлении Позднего Средневековья, в пределах 1350-1550 гг., стали появляться полуторные мечи различных подтипов:

  • подтип XVIa (начало XIV столетия) – характеризуется средней длиной клинка, приблизительно, 81 см);
  • подтип XVIIIc (середина XV столетия – начало XVI столетия) – характеризуется средней длиной клинка, приблизительно, 87 см);
  • тип XX (XIV-XV столетия), подтип XXa (XIV-XV столетия) – характеризуется средней длиной клинка, приблизительно, 87 см, разброс — от 76 до 96 см;
  • подтип XVa (конец XIII столетия – начало XVI столетия), подтип XVIIa (середина XIV столетия – начало XV столетия) — характеризуются средней длиной клинка, приблизительно, 89 см);
  • подтипы XVIIIa (середина XIV столетия – начало XV столетия), XVIIIb (начало XV столетия – середина XVI столетия), XVIIId (середина XV столетия – начало XVI столетия), XVIIIe (середина XV столетия – начало XVI столетия) – характеризуются средней длиной клинка, приблизительно, 99 см, разброс — от 91 до 107 см.

Следует заметить, что иногда описание классического двуручного меча подводят к подтипу XVIIIe. Практически, все типы мечей, которые относятся к Позднему Средневековью, описание каких мы видели выше, можно считать «двуручными мечами», хотя типологией Окшотта не охватываются истинные двуручные мечи эпохи Ренессанса, у которых огромные клинки, например, как у шотландского клеймора (длина клинка, приблизительно, 108-110 см) и германского цвайхандера (длина клинка, в среднем, 135 см).

Современную терминологию пополнили голландским мечом grootzwaard, немецким- Langschwert, итальянским — спадоном, или длинным мечом (lunga) и португальским montante. Тип полуторных мечей бастард есть ссылкой для французской шпаги batarde. В каждодневном общении употребление терминов «полутораручный меч», «greatsword» и «бастард» происходит тогда, когда речь идет о полуторных мечах в целом.

Полуторный мечС истории развития полуторного меча

В историческом плане развитие меча до и после того, когда появился полуторный меч, не отличается полной линейностью. На протяжении длительного времени параллельно сосуществовали мечи, относившиеся к старшему типу, и мечи более новых типов, что, немного мешало прослеживанию единого пути развития меча. Взамен этому наблюдалась многослойность в направлении развития мечей. Некоторые виды мечей, что развивались из более ранних типов, которые действовали как их современники, в итоге стали призабытыми. А оригинальные мечи продолжали применять на протяжении большого временного периода.

Аналогично, одновременно могли появляться образцы единичных типов мечей, которые не заменяли его, а развивались параллельно до той поры, когда появилась более совершенная разработка, подошедшая вплотную к каждому из этих типов оружия. Благодаря таким ситуациям, мы можем наблюдать как общий путь развития полуторного меча, так его взлеты и падения, которые были, согласно хронологии, туманными и запутанными всем спектром определений – не только настоящего, но и современников полуторного меча.

С целью подачи определений, созданием каталогов различных типов мечей, историк и иллюстратор Эдвард Окшотт создал одноименную, относительно всестороннюю, типологию, которая была основана на их физической форме, правда, по своей сути, с грубоватой хронологией. Но в этой типологии не нашлось места определению, что же такое полуторный меч. Взамен этому, данной типологией объемная отрасль вооружения разделяется на большое количество ограниченных типов,- при этом за основу берутся, прежде всего, физические характеристики, в том числе форма клинка и конфигурация рукояти. Больше внимания, согласно этой типологии, уделяется меньшим, одноручным мечам, типа боевых мечей.

Полуторный мечСтав популярным на протяжении XIV столетия, что видно из развития разных видов искусства, рассказов в период с 1250 по 1550 годы, полуторный меч, имеющий значительно длиннее рукоятку и клинок, в полной мере использовался и далее. Этот меч приобрел славу мощного и универсального оружия, хотя, был одним из многих оружий, который был необходим при изучении боевых искусств. «Бороться хорошо, умело владеть копьем, мечом, и кинжалом весьма храбро» — именно такое напутствие молодым рыцарям давал Sigmund Ringeck, который был очень влиятельным автором многих трактатов по теории боевых искусств. Понятно, каким бы искусным не был фехтовальщик на мече, во время сражений для него чрезвычайно важно иметь еще, хотя бы, одно оружие для сражения, при этом значительную роль отыгрывают методы его применения. Хотя, в близком бою, пехота ценила полуторные мечи, учитывая их многогранность (в применении) и потенциал убивать.

Согласно типологии Окшотта, полуторные мечи относятся к типам XIIа и XIIIа, поскольку возникновение первых ранних вариантов этих мечей произошло на почве более длинных версий одноручных мечей. Благодаря археологическим раскопкам были найдены мечи такого типа, относящиеся к концу XII столетия. Есть предположение, что использование полуторных мечей, как мощного рубящего оружия, которое, может быть, было разработано (в результате соревнования по увеличению длины рукоятки и клинка) для битв в те времена, когда преобладали кольчуга и латные доспехи. За высказыванием Окшотта, данное оружие с большой точностью подходит к словосочетанию «полутораручный меч», которое употребляется в разговорном жанре сегодня. Окшотт объясняет это тем, что такой меч не обеспечивал полного двуручного захвата рукоятки, аналогично некоторым сохранившимся по сей час ранних образцов и цвайхандера XVI столетия.

Полуторный мечБастарды

В давние времена существовали мечи, которые нельзя было причислить ни к одноручным мечам, ни к двуручным. Именно к таким мечам можно отнести бастард, или современный espee bastarde, появление которого относится к началу XV столетия. Позже его назвали «ублюдок» (именно так звучит перевод слова bastard). Для этих мечей характерны значительно длинные эфесы, которые очень подобные на эфесы в полуторных мечах. Гарда бастарда имела слишком малое дополнительное место для удерживания меча двумя руками, но, все-таки, его было достаточно для дополнительного использования нескольких пальцев или части кисти, таким образом создавая нужное количество дополнительных рычагов. Эфес бастарда, нередко, имеет изысканный вид, что, согласно типологии Окшотта, относится к типу XIVа. В связи с тем, что у некоторых полуторных мечей гарда имела намного больше места для того, чтобы удерживать меч, чем дополнительная «половина» руки, бастард, в большей мере, чем полуторный меч, можно отнести к классу «полутораручный меч». Кроме того, бастарды размещаются посредине между более короткими одноручными мечами и большими (а, иногда, полностью двуручными) полуторными.

Тенденция к сильной клиновидности и значительной толщине клинков обеспечила многовариантное существование бастарда, впрочем, как и всех остальных типов мечей. Это свойство, — относительно, малая длина клинка, в сравнении с эфесом, — обеспечило бастарду славу очень точного и быстрого меча, а также было очень подходящим для рубящих и колющих ударов. Начало развитию бастарда, за своей формой, дали полуторные мечи в начале XV столетия и переходные мечи, которые своим развитием обязаны спате. Первые бастарды отличались простой или крестообразной гардой, круглым или колесообразным навершием – точно так же характеризовались первые переходные мечи. Хотя, со временем, развитие оружия немного изменяло его внешний вид: гарда могла быть кривой или кольцевой, а эфесы стали составными, которые очень напоминали эфесы «корзинного» типа (например, гарда такого меча как скьявона отличалась, почти полной защитой руки). Такие гарды обеспечивали дополнительную защиту рук и, кроме того, служили хорошим балансиром для меча.

Составные рукоятки включали в себя целый ряд мечей. В частности, сюда относят немецкие мечи Reitschwert, вид мечей всадника, и «Degen» или «рыцарский меч». Хотя, не исключено, что упомянутые мечи являются одноручными вариантами эстока.

Конструкция полуторных мечей

Основное количество полуторных мечей содержит несколько главных частей, несмотря на то, что у каждого полуторного меча есть отличия друг от друга. Например, клинок, имеющий различные формы и размеры, представляется как обоюдоострый. Всем известна эффективность, при колющих ударах, толстых конических клинков, между тем, как большинство широких и тонких клинков отличаются максимальной эффективностью во время рубящих ударов полуторным мечом. Наряду с этим, эффективные рубящие, режущие и колющие удары были отличительной чертой всех полуторных мечей, а разновидность формы имела влияние на незначительную специфику применения. На развитие и изменение клинков, на протяжение длинного промежутка времени, влияла не только мода, но и наличие новых разработок для создания мечей, которые использовались с определенной целью.

Полуторный мечПолуторный меч средних веков, в большинстве случаев, имеет прямой и обоюдоострый клинок. За счет использования точной геометрии, которую имеет лезвие, клинок обладает, в некоторой мере, тонкой, но прочной конструкцией. Согласно типологии Окшотта, да и другим подобным системам, с течением времени клинки претерпели некоторые изменения. Их удлиняли, они становились толще в поперечнике, и, просто, тоненькими на конце. В те времена, с целью качественной защиты, стали использовать латные доспехи, которые, в большей или меньшей мере, сводили к нулю возможность мечом прорубить доспех. Это и стало главной причиной при изменении параметров и свойств меча. Откинув возможность прорубить, применение полуторных мечей свелось, в основном, к тому, чтобы наносить колющие удары в своего соперника, использовавшего латный доспех. Это и стало главной причиной для того, чтобы создать клинок, который был бы значительно острее и тверже. Хотя, несмотря на принятие этих мер, рубящее свойство, присущее полуторным мечам, в полной мере никогда так и не было устранено (чего нельзя сказать о более поздних рапирах), но было не в такой мере важным, как колющее.

Поперечное сечение, длина, ширина – вот главные значительные различия клинков. За своей формой, поперечное сечение лезвия бывают двояковыпуклыми и алмазообразными. Поперечное сечение в виде двояковыпуклых линз характерно для двояковыпуклых клинков. Такая форма сечения обеспечивает соответствующую толщину, увеличивая прочность центра клинка, но, при этом, образуются очень тонкие края, которыми наносят рубящие удары. Наклоны лезвий клинков алмазообразного сечения начинались сразу от его края, исключая кривые элементы, которыми владел двояковыпуклый клинок. Самой толстой областью лезвия, отличавшаяся такой же геометрией, была центральная часть клинка (называли riser, на русском «стояк») – именно она обеспечивала жесткость клинка. Благодаря этим двум конструкциям, добавленные дополнительной ковкой, и существуют несколько вариантов клинков, которые дают эти два сечения.

Полуторный мечНаибольшая популярность из этих вариантов принадлежит клинкам с долом и клинкам имеющие полое основание. В результате удаления из клинка полуторного меча металла, образовываются углубления, или, каналы – это и есть долы. Как правило, они идут вдоль центров клинков, а начало берут возле эфесов или же рядом с ними. Следует заметить, удаляя материал, кузнец, в значительной мере, облегчает оружие, хотя при этом прочность не уменьшается (принцип двутавровой балки). Иногда можно услышать, что долы – это кровостоки. Но они разрабатывались совсем не для быстрого вытекания из раны крови, и, тем более, не для того, чтобы чем полегче можно было вытащить меч. Количество, толщина – вот основные параметры, согласно которых различаются долы на клинках. Есть долы, которыми занята почти вся ширина оружия, а есть — значительно меньшие, но зато в большом количестве. Есть различные варианты и длины долов. Имеются экземпляры рубящих клинков, на которых дол идет по всей длине, а одновременно, существуют клинки, длина дола на которых колеблется от 30% до 50% всей длины клинка. На клинках, которые имеют полое основание, выемка материала делается на каждой стороне riser`а. В некоторой степени, утончается геометрия края, но при сохраненной утолщенной области центра клинка обеспечивается сила для лезвия.

На протяжении многих лет в полуторных мечах изменялись различные виды гард и наверший, имея при этом большое разнообразие эфесов. Это способствовало постоянному улучшению свойств клинков, что соответствовало появлению новых тенденций.

Использование полуторного меча в бою

Следует сделать ударение на том факте, что бой, с использованием полуторного меча, не отличался варварством и беспорядочностью, как это часто изображали. Борьба отличалась определенными системами. При обучении этим системам рассматривалось множество стилей, принимали участие большое количество учителей, каждый из них, при этом, предлагал свои техники боя, которые различались между собой. При этом использовали полуторный меч, как быстрое, эффективное и универсальное оружие, способное причинить смертельные удары путем нанесения режущих и рубящих ударов. Использование клинка происходило путем захвата эфеса двумя руками, одна из них, при этом, находилась на навершии или очень близко к нему. Хотя, в некоторых случаях, удерживание меча происходило при помощи одной руки. Во время дуэлей, согласно описаний, мы видим, как бойцы пользовались остроконечным полуторным мечом, удерживая его в одной руке, причем вторая рука могла удерживать большой дуэльный щит. При другом варианте использования, обязательным условием было наличие доспеха. Чтобы лучше управлять мечом во время нанесения уколов и ударов, использовали «технику полумеча» — Half-swording, которая заключалась в том, что можно было использовать обе руки, причем одна обязательно должна располагаться на эфесе, другая же — на самом клинке. Уникальность этой универсальности была в том, как описывается во многих научных трудах, что если воин овладел искусством владения полуторным мечом, то это было базой, при помощи которой можно было изучать много других видов оружия, в том числе копье, дубинку, древковые оружия. Когда полуторный меч применялся для атакующих действий, то это не означало использование только самого клинка. В существующих предписаниях по фехтованию четко прописано и изображено, каким образом навершие и гарда используются в атаке, как оружие. Например, использование гарды в качестве крюка давало возможность опрокидывать или сбивать противника с ног.

Полуторный мечХудожественные описания битв, рукописи и мануалы, которые составили мастера средневековья и эпохи Возрождения – вот источники, из каких мы черпаем информацию о боях, в которых использовался полуторный меч. Именно они описывали основы боя, иногда, сопровождая их изображениями. Например, на занятиях немецкой школы по искусству фехтования наблюдается включение самого раннего известного мануала с фехтования, используя полуторный меч, то есть руководства, которое датируется около 1389 г. и с аккредитацией Johannes Liechtenauer. Но, к большому сожалению, для сегодняшних ученых, при написании этого руководства, использовался неясный стих. Хотя, благодаря студентам Liechtenauer, таким как Sigmund Ringeck, это предписание более систематизировали и его стали лучше понимать, поскольку они его перевели в более доступную прозу. Кроме них, такая же работа проводилась и другими специалистами, сопровождающаяся большим количеством картинок, которые помогали объяснять текст.

Без преувеличения можно считать итальянскую школу искусства фехтования, где используется полуторный меч, другой базовой школой. В рукописи Fiore dei Liberi, которая датируется 1410 годом, описывается большое количество способов применения полуторного меча. В этом документе, так же, как и в немецких руководствах, описывают и изображают оружие таким, которое обеими руками удерживают его за эфес. Хотя, раздел, который посвященный для одноручного использования меча, занимает очень объемную часть этого предписания, где имеет место демонстрация различных методов и преимуществ одноручной техники, в частности, техника внезапного дополнительного выпада. В руководстве, например, еще описана техника полумеча, которую, по праву, считают составной частью боя, с использованием доспехов.

Известен факт наличия некоторого упадка на конец XVI столетия, вызванный тем, что пришли поздние итальянские мастера, которые воздерживались применять полуторный меч, а сосредоточились, в основном, на умении фехтовать на рапире. Последним немецким известным руководством, которое включает в себя обучение технике фехтования, используя полуторный меч, было руководством Jakob Sutor, которое издали в 1612 году. Хотя, как минимум, рапира была очень популярной к средине XVII столетия (Lo Spadone Alfieri’s 1653), итальянцев продолжали обучать фехтованию, используя спадон, или полуторный меч, с использованием последнего трактата «Двуручные мечи» (1711 г), некого Giuseppe Colombani, который был венецианским дантистом. Есть предположение, что эти традиции в обучении фехтованию, предстали перед нами как итальянская борьба на палках (XIX – XX столетия), в частности в труде Giuseppe Cerri’s «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone», изданным в 1854 году. Хотя, понятно, апогей расцвета и использования полуторных мечей на полях битв подошел к концу в 1500 годах.

«Голое фехтование»

Особой техникой фехтования отличается, так называемое, «голое фехтование» (Blobfechten), то есть, фехтование, которое исключает использование каких-либо доспехов, включая кольчуги или латные доспехи. Наиболее уязвимыми целями, при этом, называют голову и верхнюю часть туловища, которые полностью лишены защиты при голом фехтовании (в виде «защиты» выступает обычная одежда). Рубящие и режущие удары (их очень много), дополненные уколами, были вызванные нехваткой значимой защиты корпуса и конечностей бойца. Голова, сердце, кровеносные сосуды – вот главные мишени, куда наносят друг другу уколы соперники во время боя. Такие удары, как правило, несут в себе фатальный исход, или, как минимум вызывают обширные травмы, надолго лишая бойца брать участие в сражениях. Аналогично, при помощи сильных рубящих ударов можно порезать кожу, мягкую ткань, кость и, плюс ко всему, эффектно ампутировать конечности. Очень часто во время защитных или атакующих маневров, служащих для того, чтобы нанести противнику искалечивающий удар или дать возможность фехтовальщику нанести еще один удар, мишенью, для использования рубящего или колющего ударов, становится рука или предплечье.

Фехтование с использованием доспехов

Полуторный мечВ известной работе Harnischfechten, или «фехтование в доспехах», описываются бои, в которых используется защитный костюм, в частности, латный доспех. Радикальные изменения в технике фехтования полуторным мечом были вызваны увеличением защиты бойца, который был одет в полный комплект латного доспеха («full harnisse»). Вместе с тем, когда соперник был одет в половинчатый латный доспех, то использование рубящих ударов было, в некоторой мере, эффективным, чего нельзя сказать о сопернике, который одевал полный латный доспех: использование рубящих и режущих ударов против таких воинов не имели никакого эффекта, как бы не хотел соперник нанести любой вид резанной раны, потому как мечом нельзя было прорубить сталь. Таким образом, наблюдался переход энергий: энергия, затраченная на рубящий удар, переходила в энергию, затраченную на «сотрясающий удар». Со временем, неосторожному нападающему большой угрозой стал казаться воин в полном латном доспехе, которому помогали еще гребени и шипы. Кроме того, были случаи повреждения клинка, которые имели место после нанесения мощных ударов по латных доспехах. При этом клинок становился малоэффективным для исполнения рубящих ударов; защищенный противник мог тогда ощущать только «сотрясающие» удары, которые не были крайне опасными для него.

Данную проблему решили таким образом: мечами стали, в основном, пользоваться для того, чтобы нанести исключительно колющие удары, применив при этом технику «полумеча» — когда одна или обе руки располагались на клинке. Такой прием содействовал увеличению точности и силы, которыми отличались колющие удары, и позволял применять больше рычагов для «Борьбы на мечах» (Ringen – Schwert). При помощи этой техники стала комбинированной борьба с использованием меча, таким образом увеличивая дополнительную возможность для исполнения подножки, разоружения, полной остановки или броска соперника, заставив таким способом поставить себя в более удобное положение. Используя технику «полумеча», такое грозное оружие как полуторный меч начинает работать как единое целое, в том числе, навершие и гарда, которые исполняют роль булавы.

wpDiscuz
error: Копирование запрещено.