О-ёрой

О-ёройО-ерой дословно можно перевести как «большие доспехи». Этот вариант доспеха, мы можем отнести к пластинчатой (ламеллярной) группе доспехов, которые в целом называют как кодзан-до. Данный термин был собран из трех слов, а именно «ко», что можно перевести как «маленький», «санэ» (в средине слова его произносят как дзанэ), что можно перевести как «пластинка» и «до», что значит «набрюшник», «кираса». И вправду большинство деталей этих «доспехов из маленьких пластин» изготавливались из санэ, которые производились из толстой продубленной кожи либо железа.

Такие пластинки, которые в целом можно считать типичными для подавляющего числа доспехов в Японии, сравнительно контрастно отличаются между собой в ранние периоды. В эпоху Гэмпэй типичным вариантом пластин являлись «большие пластинки» о-арамэ. Их форма напоминала четырехугольник, размер этих пластин был примерно 6-7 см на 3-4 см, имели 13 небольших отверстий, которые располагались по вертикали в два ряда. За счет того, что один ряд располагал большим количеством отверстий, то верхняя часть пластинок не была прямой, а имела небольшой наклон. Также отличались по размеру и отверстия – 5 верхних, имели диаметр больше, чем 8 нижних. Через нижние отверстия продевали два шнура из кожи, соединяющих в основном по 25-30 пластинок, исходя из размеров этих пластинок, в довольно гибкую полоску по горизонтали. Данные полоски вскрывали лаком в несколько слоев, который добывался из местных растений, которые были подобны на каучуковые деревья, и благодаря этому имели отличную гибкость. Полученная заготовка являлась главной для каждого из фрагментов доспехов. Потом через отверстия в верхней области пластинок, уже сделанные горизонтальные полоски переплетались друг с другом уже красочными широкими шнурками одосигэ, придающих японским латам свой знаковый и яркий вид, служа определенной визитной карточкой.

Главным элементом о-ерой является плетеная кираса, которую именовали «до». Эта кираса изготавливалась по сравнительно оригинальной конструкции. Область живота прикрывался четырьмя горизонтальными рядами пластинок, которые именовали накагавой. Они брали начало на правом боку и шли по передней части туловища в сторону левого, огибали левый бок, а по спинной части возвращались назад, в то же время, они не соединялись друг с другом. Их связующей, являлась пластинка из цельного металла цубо-ита (что можно перевести как «узкая пластина»), которую пристегивали к нагрудной и спинной части накагава при помощи застежек, которые были традиционными для всех видов доспеха в Японии. Их именовали как такахимо, они подставляли собой шелковые шнурки сложенные вдвое, одна из пар которых располагала на кончике петлей, а другая имела пуговицу из дерева либо кости в форме овала. В дополнение цубо-ита поддерживался шелковым шнурком, который перекидывался через левое плече.

О-ёройДля прикрытия груди и верхней области спины самурая, к получившимся набрюшникам в передней части наращивались две, а на задней три горизонтальные ряды именующиеся татэагэ. Из-за того что татэагэ все же оставлял верхнюю область груди незащищенной, на нагрудной части над татегой крепилась пластинок из металла муна-ита, имеющая полукруглый вырез расположенный в центре с целью свободного движения шеей. На спинной части имелась подобная пластинка, которую именовали осицукэ-ита, к ней прикреплялись крепкие плечевые ремешки именуемые. Следует учитывать и то, что этот термин дословно можно перевести как «хлопковые плечи», их изготавливали из толстой кожи либо железа. Эти ремни были снабжены двумя петлями из кожи гуми-ва, эти петли служили для привязывания больших наплечников, которые увеличивали и так большой вес доспехов. Для того во время одевания доспехов воин мог с легкостью откинуть ватагами, вторые сверху рядочки татэагэ на задней части доспеха как бы выворачивались наизнанку. Данный ряд именовали сака-ита и он имел вид длинной лакированной полоски из пластин о-арамэ, которые были связаны в два ряда х-образными перехватами шнурка из кожи. Передняя часть татэагэ так же сильно переплеталась шнурками, как и другие рядочки набрюшников.

Ватагами пристегивали к нагрудной и наспинной пластинам муна-ита при помощи застежек такахимо. Места крепления застежек, которые были уязвимые для оппонента, защищали при помощи двух пластинок. Пластинка находящаяся справа имела большие размеры и именовалась сэндан-но ита. Для того, чтобы данная пластина не сковывала движения воина и не мешала движению правой руки, которой орудовали мечем и пускались стрелы, эта пластина собиралась из трех небольших рядочков санэ и была увенчана маленькой пластинкой из железа, которую покрывали при помощи кожи. Подвижность другой руки не играла такой большой роли, из-за этого пластинка находившаяся слева имела цельнометаллический состав, и имела узкую и вытянутую в высоту форму. Ее именовали кюби-но ита. В эпоху Хэйан верхние края как одной так и другой нагрудной пластики имели немного изогнутую форму, что предавало элегантности доспеху. Пластинки были украшены при помощи позолоченных, медных накладок разных видов, в эту эпоху зачастую украшали накладками в виде хризантемы.

О-ёройВсе пластинки из цельного металла, которые мы перечислили выше, были покрыты прочной толстой кожей которая, к тому же была прокопчена, именовали ее намэсигава. Плюс к тому же, при помощи самого большого куска кожи, именуемого цурубасири-до гава, прикрывали все сплетенные рядочки передней защиты туловища. Мастера проделывали эту операцию с целью, свободного скольжения тетивы (цуру) лука по доспеху в момент стрельбы, тем самым исключая ее зацепление за выступающие пластинки. Быть может из-за этого набрюшники именовали накагава, что можно перевести как «средняя кожа». Также есть версия, что название исходит из того, что в старину ценились больше пластинки санэ из кожи, чем доспехи из металла. Также необходимо заметить и то, что ученые зачастую не в состоянии предоставить нам верный перевод оригинального японского названия, в следствии чего нам остается оговаривать лишь термины, значение которых нам известно несомненно.

Полученные кусочки кожи окрашивали трафаретным способом голубыми и красными цветами по палевому фону. Самым распространенным изображением являются круги вместе с рисунками геральдических львов сися в голубом цвете, которые являлись традиционным геральдическим символом для Китая, эти львы были заключены в решетку из сине-красных либо красных ромбиков. Стороны ромбов были образованы стилизованным растительным орнаментом. Иногда кожа выкрашивалась до копчения; в таком случае краски меняли свой цвет благодаря воздействию на них температур. В таком случае изготовленные кусочки кожи имели желтый цвет с коричневыми и белыми орнаментами. Геометрический орнамент который описан выше являлся характерным рисунком для эпохи Хэйан. Во времена эпох Намбокуте и Камакура начинают появляться иные орнаменты, к примеру, рисунки буддийских святых либо драконов. Декорирование доспехов приобрело более японские черты, и утратили геометрический элемент. Такие же растения и львы, также, зачастую пятилепестковые, цветочки сакуры либо вишни, были расположены теперь в, на первый взгляд, хаотическом порядке. В XIV столетии изображения на коже начали патентоваться и данную традицию продолжали до эпохи Эдо, благодаря этому большинство доспехов, которые создавались в различные периоды, располагали одним и тем же вариантом окрашивания частиц из кожи.

О-ёройИз вышеуказанного мы можем заключить, что кожи животных очень часто использовали для производства доспехов, использовали ее как в пластинках сена, а также шнурки, которые их скрепляли, так и в оформлении нагрудников и пластинок из железа. Зачастую доспехи производили из оленьей либо буйвольной кожи. Также ученые установили, что одним из старинных доспехов, был так называемый доспех «Круглые колени». Исходя из источников, для производства этого доспеха необходима была кожа с колен покрытых мозолями, тысячи буйволов. Также известно, что с VII-VIII столетий, в то время как в Японии было принято буддизм, охота на животных, а еще больше те животные которые приносили пользу человеку, являлась огромным согрешением. Всю работу, которая была связана с контактами с телами умерших животных либо людей (выделка шкуры, свежевание туши, похорон, а также и изготовление кожаных элементов доспеха), выполняла каста париев, которые именовались буракуминами, и считались «недочеловеками». В то же время самураи, а также буддийские монахи не стыдились использовать доспехи из кожи, также как и заниматься убийством себе подобных. Тут мы можем увидеть столкновение двух сил в Японии что является типичным для этого региона, конфликтом между запретами религии и практической выгодой, в котором к сожалению перевешивала, зачастую, выгода.

О-ёройВесьма знаковый вид данному доспеху придавали наплечники с набедренниками, которые имели весьма широкую форму. В целом можно сказать что «большой доспех» свое название получил именно из-за этих элементов. Набедренники кусадзури были сделаны из пяти рядочков пластин расположенных по горизонтали. К до прикреплялись три кусадзури на нагрудную, наспинную и на левый бок. Четвертой, правой кусадзури, было продолжение пластинки промежуточного типа цубо-ита и в сумме с ней элемент доспеха называли ваидатэ. Набедренники бокового типа были соединены с нагрудной частью до узорными полосками из кожи и находились на уровень ниже чем передние и задние, приблизительно на ширину одного рядочка пластин по горизонтали. В следствии этого они имели более эффективную защиту для бедер самурая, который ездил верхом. Передние и задние кусадзури прикреплялись подобными шнурками, которыми переплетались все доспехи, и являлись более подвижными чем те, что располагались по бокам. У всадников этот элемент доспеха прикрывал обе луки седла и сковывал движения торса. Для более удобного хождения нижние пластины кусадзаси которые находились спереди и сзади изготавливали из двух половин.

Наплечник содэ являлся самой заметной частью доспехов, скорей всего, из-за того что в защитном обмундировании Европы аналогичных элементов доспеха не существовало. Ученые выдвигают гипотезу, что этот элемент произошел от щита, который эксплуатировался воинами государства Ямато. И вправду этот элемент имеет много сходств с щитами этого типа. К примеру схожесть можно найти в значительной ширине наплечников, также их плоские формы, которые были не особо приспособлены для обороны руки самурая. Содэ, как и остальные элементы о-ерой, изготавливали из пластинок горизонтальной формы, зачастую по 6-7 штук, которые связывались шнурками одосигэ. По нижнему и боковому краям содэ продергивался шнур мими-ито который служил поддерживающую роль. Он имел пестрый цвет, в эпоху Хэйан зачатую он имел цвета белого с синим, а в более поздние эпохи зелено-красно-белые либо зелено-пурпурно-белые. Сверху наплечник наращивался сплошной железной пластинкой каммури-но ита, которая была покрыта кожей. Передний край этого элемента являлся на полтора раза выше чем задний, концы же были загнутыми, для того чтобы во время активных действий руками не зацепить и не поранить шею и лицо самурая, так как содэ были сравнительно высоко подняты над плечами. Также, в дополнение к защите шеи использовали «крыльца» в форме полукруга по вертикали, изготавливали их из железа и крепили на плечевые ремни, которые именовали сёдзи-но ита. Этот элемент придавал заметную жесткость доспеху. Стык, который находился между цельной пластинкой из металла которые закрывали «декоративную пластинку» кэсё-но ита и верхним горизонтальным рядом содэ. В целом, такую пластину использовали во всех частях доспехов, где были переходы от рядочка кодзанэ к сплошным пластинам из железа. Этот элемент был представлен в виде длинной узкой щепки из дерева твердых пород, которую покрывали темной (коричневой, темно-синей либо черной) кожей. Также встречается применение светлого и достаточно однообразного во все эпохи рисунка, зачастую весьма декорированного рисунка ирисов. Со сравнительно темными цветами этих пластин, крупные заклепки сделанные из меди с позолотой служили хорошим контрастом. Эти заклепки соединяли каммури-но ита в центре и по бокам вместе с верхней гибкой полоской содэ.

О-ёройК каммури-но ита сзади и спереди прикрепляли по одному медному кольцу, а еще одно, крепилось на четвертом ряду содэ снизу, на заднем крае. К кольцам расположенным сверху прикреплялись двойные шнурки из шелка с пышными кисточками на концах, а к третьему кольцу прикрепляли одинарный шнурок. Ими содэ прикрепляли к доспехам. Верхний шнурок спереди прикрепляли к петле находившейся спереди наплечника ватагами. Шнур, который шел от заднего кольца каммури-но ита, прикреплял к большому банту из шелка, который был крученым и был весьма толстым, находившегося на спиной части доспеха воина. Данный бант, агэмаки, был подвешен на медное кольцо, которое прикреплялось к той же задней «вывернутой» пластинке сака-ита. Шнурки от заднего нижнего кольца также привязывались к банту, но так, чтобы они пересекались с верхними шнурками. Видимо, иного практического применения агэмаки не имел, но в то же время он являлся и декоративным элементом доспехов, еще весьма долгий период после того, как содэ потеряли свою популярность и вышли из употребления.

Данное крепление наплечника, не взирая на его огромный внешний вид, давало возможность воину свободно вести стрельбу из лука, который являлся первоочередным оружием в тот период. Во время стрельбы содэ «съезжал» за спину, тем самым не сковывая движения лучника, а в момент прекращения стрельбы и опускания рук на поводья, этот доспех возвращался назад на плечи самурая, и прикрывали руку до локтя.

О-ёройНижний горизонтальный ряд как набедренника, так и наплечников сильно отличался от других. Также как и сака-ита, они выворачивались наизнанку, что выделяло их на фоне цветных шнуров доспехов благодаря блестящей черной поверхности с двумя рядочками «ромбов» (хиси) которые являли собой крестообразные перехваты шнура из шелка либо кожи. Юлагодаря этим ромбам, пластинку и начали именовать, как хисинуи-но ита, что можно перевести как «пластинка, плетеная ромбами». Данные шнуры были представлены всегда в алых либо красных цветах. Встречаются старые доспехи, на которых эти шнурки имеют желтыми либо розовыми, что является следствием естественного выцветания краски со временем. Благодаря сочетанию алых шнурков на нижней части доспеха с практически всегда алым бантом агэмаки и шнурками, прикрепляющими содэ, они играли своеобразную унифицирующую роль всех пластинчатых доспехов не зависимо от цвета других элементов.

Шлемы, которые надевались вместе с о-ерой, именовались кабуто. Они состояли из нескольких элементов. Колпак шлема полусферической формы, именуемый хати, изготавливался зачастую из 8 пластин из железа, которые были мередиально расположены по всей форме. Каждую пластинку прикрепляли к соседней при помощи 5 заклепок таким образом, что передняя пластинка слегка находила на заднюю пластинку. Знаковые для периода Хэйан весьма большие заклепки именуются о-боси, что можно перевести как «большие звезды». В то же время уже в данный период, они исходя их модных тенденций своего периода больше имели декоративный характер, чем практический и лишь изображали огромные заклепки предков данного шлема. Внутри эти заклепки были полыми и даже располагали альтернативным названием карабоси, что переводится как «пустые звезды». В целом, необходимо сказать и то, что сам термин хоси, которое в действительности значит «звезда», вносит огромную неразбериху в исследования истории доспеха. Большое количество ученых, которые не разбираются в японском языке и не имеют нужной базы знаний по поводу японских доспехов, полагают, исходя из буквального смысла термина, что заклепки на шлеме производились в форме звезд, но в японской культуре, звездой обозначают небольшой круг, который отличается от солнца только меньшим размером, что не скажешь про европейскую традицию, где форму звезды формирует фигура имеющая от 3 до 15 лучей.

О-ёройС целью того, чтобы шлемы выгладили симметрично, дополнительный ряд заклепок помещался на передней пластинке хати, где они прикрепляли полоску синодарэ, которая оканчивалась снизу вырезанным фигурным наконечником, который очень напоминал европейский геральдический символ – лилию. На обычных шлемах единственную синодарэ выполняли из железа, на знатных же шлемах зачастую встречается по три таких полоски и изготавливали их из меди с позолотой. Синодарэ отлично сочетались с блестящими, вырезанными в виде хризантем либо листиков лотоса, кольцом из меди именуемое тэкэн канамоно, окружающее сравнительно широкое отверстие тэкэн на верхушке шлема. Изначальная цель данного отверстия науке не известна. Быть может, это отверстие играло ритуальную роль, так как тэкэн еще называют Хатиман-дза, что указывает на то, что древние японские воины считали, что сквозь это отверстие в самурая проникал дух Хатимана, который являлся богом войны в Японии. Еще одна версия исходит из технологических особенностей того времени, а именно того, что кузнечные мастера не могли скрепить шлем другим методом и скрывали пластинки под кольцом. В данный период сквозь это отверстие пропускали верх длинные шапки эбоси. У воинов такие шапки были изготовлены из накрахмаленного шелка черного цвета. Который сменялся особым образом с пучками волос, так как на темени шапка являлась подшлемником, который в X-XII столетиях еще не появился. Подшлемники появляются только на рубеже XII-XIII столетий. Он был представлен матерчатым мешком, который прикреплялся к нижнему краешку шлема и сверху стягивался пропущенными по краю шнурками. Что интересно, этот же принцип используют и в современной военной каске.

О-ёройВдоль нижнего края колпака хати шла проходила узенькая железная полоска косимаки. К ней приклепывались два, а иногда и 4 кольца, через которые пропускались подбородочные ремешки которые были сделаны из крученого толстого шелка. К такой же полосе с 3-5 позолоченными заклепками прикреплялся назатыльник сикоро, который зачастую собирался из пяти рядочков пластин санэ по горизонтали. Четыре рядочка сверху также переплетались подобными цветными шнурками одосигэ, как и на всем доспехе. В этих рядах передние кончики загибались в бок и назад и именовались фукигаэси. Данная черта является самой заметной и характеризующей японский доспех, которая имеет в то же время и большое практическое значение. Выступавшие вперед фукигаэси эффективно обороняли лицо самурая. Поразив противника из лука, который зачастую находился по левую сторону воина, самураю необходимо было лишь повернутся прямо, для того чтобы защитить лицо при помощи широких отворотов. Во время попадания стрел, фукигаэси амортизировали удар и пружинили, тем самым, ослабляя ее силу. Плюс к тому же, эти доспехи отлично прикрывали лицо самурая, от нанесенных ударов мечем, которые направлялись сзади.
Отворот назатыльника, был также вывернут наружу как и нижние пластинки сикоро, имел черные лакированные полосы с красным перекрестием шнурков в стиле хисинуи. Благодаря этому, сверху фукигаэси покрывался раскрашенной кожей в виде широких прямоугольников и имели подобные рисунки, что и на других элементах доспехов. Прикреплялись эти доспехи при помощи небольших, зачастую позолоченных заклепок, которые называли фукурин. Небольшой козырек также покрывался кожей, и назывался мабидзаси. Он имел широкую форму, с эстетично вырезанным верхним краешком и был расположен практически в вертикальном положении, для того, чтобы не мешать самураю во время спуска тетивы. На каждом отвороте фукигаэси, в верхние наружные углы, а временами и посредине на козырек помещались круглые медные пластины с позолотой, которые являлись элементом декора. Эти пластинки именовались фукигаэси-но суэмон и в тот период изображалась в виде пышных хризантем, так как хризантема являлась императорским гербом в Японии.

О-ёройЕще одним декоративным элементом, который был расположен на поверхности чаши шлема хати, являлось кольцо сделанное из меди, к нему подвешивался еще один бант из шелка агэмаки, подобный тому который располагался на спине, но был немного меньше по размерам. В период Хэйан данное кольцо не играла никакой практической роли, но исходя из его названия, касадзируси-но кан, можно предположить, что этот элемент играл роль знака отличия, который прикреплялся к кольцу в предыдущие периоды. Если брать дословный перевод этого слова, то оно значит «значок на головном уборе». Перед тем как ввели заспинное знамя сасимоно, знака отличия солдат в XVI столетии, простыми знаками различия являлись полосы ткани разного цвета, которые по размерам были примерно от 9 до 12 см на 30 см, на них наносились всевозможные родовые гербы либо надписи. Их привязывали к наплечнику либо шлему. Самым большим пиком их эксплуатации является XIV-XV столетия. Ученые также считают, что в эпоху VII-X столетия, что припадает на централизованное государство, к данным кольцам прикреплялись похожие ленточки, но к периоду войны Гэмпэй этот атрибут выходит из массового использования. Также ученые не исключают и возможность привязки к кольцу хоро. Хоро являла собой накидку из ткани плотного покроя окрашенной в яркие цвета, что являлось подобием европейскому средневековому плащу, основным предназначением которой являлась защита от стрел врага, а как вторичный в сумме с цветами доспеха являлся знаком различия. Зачастую ей пользовались в XII-XIII столетиях. Во время быстрой езды ее раздувало, как паруса, для такого эффекта, нижние концы хоро заправлялись сзади в пояс. Каким образом крепилась верхняя часть плаща, до конца не понятно. Большинство гравюр тех времен изображают данную накидку выступающей из-под назатыльников шлемов, но в то же время ученые обнаруживают и странные рисунки либо описания в литературных источниках, которые свидетельствуют о том, что этот плащ мог носиться и на груди и, что самое интересное, перекидывали этот плащ на грудь через шлем. Вероятно, именно в этом варианте плащ и привязывался к кольцу на кабуто. Интересным фактом, является то, что в период Эдо встречаются воины, которые опять начинают использовать накидки хоро, и одевали ее наверх каркаса сделанного при помощи китового уса, таким образом накидка даже в покое выгладила в виде вздутого паруса, тем самым она имитировала обличие кавалерии из изображений баталий эпохи Камакура и Хэйан.

Расцветка и узор шнуровок доспеха

О-ёройВсе же хоро не имел широкой популярности, и главнейшим различительным знаком была раскраска его доспехов. Из-за этого существует много теорий, которые связаны с не особо хорошим знанием опубликованных работ (но в то же время на иностранных языках), а не из-за отсутствия необходимой информации. Самым распространенным заблуждением, что касается шнуровок, является то, что у каждого самурайского рода были собственные сочетания цветов и узоры. Не существует сведения, которая подтверждает данное суждение, но и нельзя исключать и то, что шнуровка несла некоторую информацию для идентификации. Науке известно, что вожди самураев имели свои определенные сочетания цветов, этот момент отлично иллюстрирует отрывок из «Неофициальной истории Японии» («Нихон гайси») Рай Санъё (1780-1832гг.), который относится к 1184 году: «Одетый в красную парчовую накидку назвал себя Ёсицунэ; тот, что был в красных доспехах, опоясанный большим мечом, назывался Хатакэяма Сигэтада; <…> тот, что был в черных доспехах, назывался Кадзивара Кагэсуэ, а желтых – Сасаки Такацуна». Определенные рисунки и цвета шнуровок дорогостоящих, в сравнении с простыми самураями, доспехов, дает возможность предположить, с каким воином ты имеешь дело во время сражения. Как пример, можно привести слова воина Морицуги из Эттю, которые он сказал, исходя из «Хэйкэ моногатари», во время знаменитой битвы при Данноура в 1185 году: «Прежде всего надо схватится с Куро Ёсицунэ (Минамото Ёсицунэ – А.К.), их полководцем! Куро лицом бел, ростом мал, зубы торчат вперед – по этим признакам можно его узнать. Вот только кафтан и панцирь он то и дело меняет, так что отыскать его будет, пожалуй, не так просто!». Заботы самураев являлись не лишними, это можно объяснить тем, что зачастую в X-XV столетиях в Японском государстве бой делился на огромное количество поединков, и те кто отрубывали голову противнику знатного происхождения пользовались большим уважением. Дошло до того, что в обиходе у самураев был термин, сюкю-но агэру, который они позаимствовали у древнего Китая и дословно его можно перевести как «взял голову и получил повышение».

О-ёройОкраска доспеха определялась цветом шнуров одосигэ, которые дословно можно перевести как «устрашающий волос». Данные полосы, по ширине были примерно в палец, шнурки изготавливали из шелка (ито-одоси) либо из кожи (кава-одоси). Очевидно, что самым популярным плетением, во все периоды, являлось одноцветное плетение, которое именовали сугакэ-одоси. Самыми популярными цветами были зеленый (моэги), малиновый (куренай), красный (ака), сиреневый (мурасаки), синий (кон) и оранжевый (хи). Дошедшие до нас источники изобразительного искусства зачастую изображают доспех с применением красного плетения, так как, исходя из старокитайских философских канон, красный цвет являлся характерным для воина.

Большая популярность красного цвета, скорей всего весьма преувеличена, из-за того, что шнурки с красным цветом, в особенности шнурки из шелка, являлись очень чувствительными к ультрафиолету и очень легко выцветали под солнцем, а позже и становились менее прочными. Доспех с элементами данного плетения дошли до нашего времени в весьма плохом состоянии. Скорей всего, наибольшей популярностью в период Камакура и Хэйан пользовалась черная раскраска, в особенности для самураев низких рангов. Источники представленные литературными произведениями показывают воинов в доспехах с элементами черного кожаного плетения. Если низкорожденные самураи имели доспехи в большинстве своем одноцветные, то воины знати зачастую располагали многоцветным доспехом, имеющим узорчатое плетение, которое являлось более трудоемким и следовательно стояло больших денег. Одной из самых старинных расцветок является кодзакура-одоси. Она была представлена белыми, желтыми либо палевые кожаные шнурки на которых выштамповывались маленькие рисуночки цветов японской сакуры, зачастую имеющих темно-синюю, коричневую либо зеленую окраску. Еще одним старинным рисунком, было плетение называющееся омодака-одоси. Оно было представлено плетением из нескольких разноцветных шевронов на содэ и кусадзури, которые обращались углами вниз. Обратным рисунком, в то время как уголочек шеврона обращался вверх, и именовался «перевернутым» – сага-омодака одоси. Именовались данные доспехи исходя из цвета фона, к примеру, хи-омодака одоси значил то, что изображение располагалось на фоне оранжевого цвета.

О-ёройЗакономерности в распределении цветов шеврона ученые не обнаружили, так как внешний край зачастую контрастировал с основным цветом, иногда встречаются и сплетенные на темной основе или наоборот. Данные варианты плетений, по всей видимости появляются в период X-XI столетий и имели огромную популярность среди самураев в период войны Тайра и Минамото. Также особенным названием располагал и рисунок (цумадори-одоси), у которого выплетается лишь половина описанных выше шевронов, и, благодаря этому, углы содэ либо кусадзури имели другие цвета. Цумадори-одоси начал пользоваться популярностью во времена Камакура и зачастую этот же рисунок использовали и на заре эпохи Муромати. Также встречались узоры на доспехах и более простые, к примеру, на основе плетения из одного цвета, имелись один либо два ряда содэ и татэагэ в верхней части и имели белую окраску. Данную окраску именовали катасиро одоси (что можно перевести как ката – плечо, сиро – белый). В замен белого, часто встречается использование красных и малиновых цветов, в таком случае, изменялось и название на ката-ака и катакуренай. В варианте когда обратном этому, во время когда полоски других цветов размещались снизу, именовался как коситори-одоси (коси значит «бедра»). Как одна так и другая раскраска пользовалась огромной популярностью во все периоды истории Японии.

В случае, когда доспехи имели полосатую раскраску, плетение именовали дан-одоси, в таком названии указывался как один так и другой цвета (к примеру, консиро дан-одоси что переводится как: сине-белое плетение в полосочку). В случае, когда каждая полоска имела свой цвет, доспех именовался как «разноцветный» или ироиро одоси. Если цвета полос в узоре ироиро одоси посредине изменялся на иной, такие рисунки именовались катамигавари одоси (что переводится как «замена у половины тела»). Такая раскраска была популярной на закате периода Муромати, и в эпоху Сэнгоку-дзидай (XVI столетие). Также существовало более сложное и элегантное под названием сусого-одоси, представленное узором в котором цвет каждого из рядов являлся оттенком потемней предыдущего, начиная верхней белой полосой, и до нижнего края. Зачастую главными цветами являлись сиреневый, зеленый, малиновый либо синий. Также часто встречается между белыми и основными частями помещенная полоса желтого цвета. В случае когда темные оттенки цветов находились сверху, а светлые снизу, окраску именовали ниои-одоси. Эти два плетения пользовались огромной популярностью в эпоху Гэмпэй. Шнуровками доспехов которые встречаются кораздо реже, являются  монгара-одоси (в основе этого плетения был рисунок японской свастики, которая обращалась влево либо креста), татэвакэ-одоси (эта раскраска была представлена несколькими извилистыми линиями которые располагались по вертикали на плетенных частях доспехов) и сикимэ-одоси (узор в виде шахматной доски, зачастую сочетающий более темный тон со светлым).

О-ёройВспомогательные элементы доспехов

Выше описанные классические доспехи могли дополняться более мелкими элементами, такими как котэ и сунэатэ. Котэ являлись наручами с толстой тканевой основой, которую кроили по форме рукавов, которые закрывали руки воинов начиная от основания пальцев и до плечевых суставов. На ткань было нашито почерненные пластинки из металла, имевшие округлые формы в районе запястья и локтя и пластинки с продолговатой формой над предплечьем и плечом. Пластинка (локтевая в данном случе является исключением) были соединены друг с другом по средству кольчуги, и имели богатые украшения представленные золотыми насечками. Натягивая котэ до плеч, воины завязывали его при помощи шелковых шнурков находящихся под противоположной подмышкой. С внутренней стороны наручь крепко шнуровался, тем самым максимально сильно обтягивая руку. Вместе с доспехами о-ёрой зачастую носили лишь один котэ, а именно на левой руке. Правая же рука оставалась свободной, для большего удобства стрельбы из лука.
Поножи сунэатэ в данный период были представлены одной пластинкой из металла, которая была изогнута по форме доспеха, либо же нескольких пластин расположенных по вертикали, и подвижно крепленных друг с другом при помощи петелек из железа, которые чем-то напоминают современные дверные петли. Этот доспех защищал лишь переднюю обрасть голени, тем самым оставляя уязвимой ногу в задней ее части. Узоры на пластинках, наносились как правило золотом на вороненый металл, узор доспеха зачастую был подобен узору на котэ. Как правило был представлен рисунком в виде 1-2 горизонтальных полос различной ширины с декоративной накладкой меди с позолотой в форме хризантем либо изображения «девяти звезд». Сунэатэ являлись короткими и доходили лишь до нижнего края колен воина. На ноге их удерживали при помощи двух широких лент, которые завязывали снизу и сверху.

О-ёройПод доспехами носили костюмы именуемые ёрой хитатарэ, либо просто хитатарэ. Было представлено в виде платья, состоящего из двух частей, а именно из куртки с полами весьма хорошей длинны, которые доходили до средины бедра, широкими (хоть и уже, чем у «одежды для охоты») рукавами, и шароварами, которые доходили до лодыжек. Куртка, не имела застежки, запахивалась слева направо, после чего она заправлялась в шаровары и подвязывалась поясом внушительной ширины, который называли оби. По краям рукавов, и штанов пропускались тоненькие шнуры кукури, при помощи которых подвязывалась одежда соответственно на запястьях и под коленом. Для того, чтобы концы шнурков не мешали во время сражения, из них изготавливалась петля которую самурай цеплял за средний палец руки.

Ниже колена, ноги закрывали «гетры», которые называли кайхан. Они кроились из кусочков ткани в форме прямоугольника, и сшивались по задней поверхности, снизу и сверху оставляя по паре сравнительно широких лент из подобного материала. Данные ленты позже завязывались над лодыжкой и под колено, для того, чтобы предотвратить сползание «гетров». Обувь самурая была представлена в виде «ботинок» сделанных из шкуры медведя, мехом наружу, цурануки. Науке не известно, употребляли ли тогда уже носки таби, имеющие отделенный большей палец (что придавало большего удобства во время использования сандалий), так как источники иконографического характера того времени, демонстрируют нам, лишь два типа обувки – либо меховые ботинки, либо босиком. Также следует учесть и то, что как доказательство зачастую приводят отрывок из Хэйкэ моногатари, где пишется о том, что именитый патриарх рода Тайра, Киемори, в юные года носил гэта (сандалии из дерева с двумя высокими дощечками), но в то же время, это упоминание было сделало в ироническом тоне, демонстрируя читателю бедность Киемори до такой степени, что он не мог позволить себе купить коня.

С обеих сторон хитатарэ имело сравнительно широкие прореи, что позволяло более свободно двигаться, через эти прорези виднелось нижнее одеяние самурая, а именно кимоно из подштанников и куртки. У самураев высших рангов данное кимоно было изготовлено из шелка, а у не особо высоких рангов кимано являлось хлопчатобумажным. Кимано всегда было одноцветным, зачастую белое «исподнее» служило контрастом с яркими, узорчатыми хитатарэ, которые изготавливались из парчи. Украшали их при помощи всевозможных узоров – зачастую это был кропотливый и весьма богатый рисунок каракуса – «трава из Китая». Также в качестве рисунков в период Хэйан могли служить рисунки цветов (павлонии, сакуры, глицинии, хризантемы), птиц (аистов, дикие уток, журавлей, куликов либо зябликов), насекомых (бабочек, стрекоз), и, что можно встретить реже, объектов абстракции, к примеру, мицудомоэ. Японцы предпочитали ярке цвета – желтому, красному, оранжевому. Хитатарэ зачастую являлось контрастом для шнурков доспеха выполненных в другом цвете и зачастую с цветами левого нарукавника котэ. Все это в сумме создавало очень красочный и яркий образ.

О-ёройО-ерой во все эпохи являлись привилегированным доспехом для военной знати, и максимальное распространение данный доспех получил в XI-XIII столетиях. Уже в XIV столетии с потерей ведущей роли в бою лучников, данный доспех теряет свою популярность. Но в то же время его продолжали эксплуатировать большое количество военачальников, тем самым они подчеркивали свое высокое положение. Этот доспех изготавливался практически до падения сегуната Токугава в 1867 году. Изготовления данных типов доспеха являлось весьма трудоемкой и медленной задачей, поэтому данный доспех имел весьма высокую цену и иногда им пользовались в качестве оплаты, к примеру в 1190 году первый сегун из рода Минамото, Еритомо (1147-1199гг.), взыскал у правителя провинции Дэва которая была расположена на севере Японии «за плохое управление», и заставил подготовить 200 комплектов этого типа доспеха.

Также встречается и тот факт, что о-ерой столетиями передавали в знатных родах, как  наследие клана. К пример, ученым известно именование наследственного доспеха Минамото, но, реконструировать по названию этот доспех весьма трудно. Плюс к тому же упоминавшиеся выше «Круглые колени», а также являвшиеся «Семь и Восемь драконов» – исходя из числа наспинных и нагрудных рядочков плетения, «Число лун» – из-за двенадцати рядочков по горизонтали расположенных на двух наплечниках содэ и, видимо, на до, «Число дней» – 364 звезды, которые изображены на доспехе, скорей всего, по типу кодзакура-одоси, «Шнуры-водоросли» – а также имеется плетение в стиле омодака-одоси. В клане же Тайра издавна передавался меч «Когарасу-мару» и «фамильный китайский панцирь из тисненой золотыми бабочками тигровой кожи» старшему сыну, как это описывается в «Хэйкэ моногатари».

wpDiscuz
error: Копирование запрещено.