Крис

КрисКрис (также в литературе встречается под названием «керис») — является национальным кинжалом, который располагает характерной асимметрической клинковой формой. Появляется данный кинжал на острове Ява, а позже стал пользоваться большой популярностью на территории всей Малайзии, Индонезии и на территории Филиппин. Этимологию данного термина, ученые связывают, с древнеяванским термином нгерис (в оригинале звучит как ngeris), что дословно можно перевести как «пронзать» либо «колоть».

Сталь

Клинки криса производились из стали с большим количеством слоев, которая называлась «памор». Техника изготовления была очень похожей, на производство нынешней дамасской стали. Бруски, из которых кузнецы изготавливали клинки будущих кинжалов, состояли из нескольких слоев металла, которые были различны друг от друга, за счет содержания углерода и разнообразных примесей (зачастую в виде никеля). Благодаря неоднородной структуре, клинок приобретает особенный узор, который мы можем увидеть, после того как протравим клинок при помощи раствора из сока лайма и мышьяка.

Военные мастера данного региона (которых называли эмпу) настолько хорошо знали свое дело, что могли изготавливать клинки, имеющие произвольные узоры. Например, имелись узоры, именуемые «перьями петуха», «рисовыми зернами», а также «волокнами кокоса». Позднее, в момент, когда территория Малайзии оказывается под мусульманским влиянием, мастера стали изготавливать клинки с узорами, которые повторяли изречения из Корана. Но в то же время, если смотреть на магическое значение узора, то самыми ценными, считали клинок, который был выполнен со «случайными» узором. В таком случае, кузнецы не знали наверняка, какой у них выйдет узор и полностью полагались на волю богов и случая. Особенную ценность клинок приобретает в случае, если в момент его производства в узорах на его лезвии, можно было разглядеть силуэты звезд либо животных, а самыми ценными считались клинки, на которых изображался человеческий силуэт.

Клинок

Характерной чертой клинка криса, является асимметричная пята, которая резко расширялась возле рукоятки. К пяте клинка прикрепляли полоску из металла, которая называлась «ганджей». Ее производили в отдельности из такого же кусочка металла, что и сам клинок на первоначальной стадии закалки, позже, его насаживали на клинковый хвостовик и приваривали так плотно, что зачастую, он выглядит как одно целое с лезвием кинжала. В клинке проделывали два маленьких углубления, которые были предназначены для указательного и большого пальцев, а с одной из сторон пяты изготавливали маленькие шипы.

Клинки могли быть как прямыми, так и изогнутыми. В случае волнообразности клинка, число изгибов на его лезвии, всегда производили в нечетном количестве. Зачастую мы можем встретить клинки, имеющие 13 либо 7 изгибов.

КрисРукоятка и ножны

Техника изготовления рукоятки и ножен имеет определенные различия, в зависимости от того, в каком регионе они были изготовлены.

Рукоятка зачастую производилась из древесины, но также мы можем увидеть и рукоятки из металла. Зачастую, рукоятки располагали «пистолетной» формой, за счет которой можно было с большой легкостью удерживать кинжал. В различных регионах декорирование рукоятки делали в своеобразном стиле: в одних районах такими декоративными элементами служили обычные исполненные на древесине, декоративные элементы резных растительных орнаментов, или же продольные желобки, другие районы славились тем, что изготавливали свои рукоятки в форме фигурок богов, птиц либо животных. Возле основания рукоятки на хвостовик навинчивали чашевидную гайку, которую декорировали при помощи орнамента либо цветка лотоса, который считался у этих народов священным, либо при помощи геометрического орнамента.

Ножны также производили из древесины. Этот элемент был составлен из двух частей, которые были представлены в виде длинного канала ножен для главной части клинка, а также в виде устья, которое было чашеобразным и широким и предназначалось для клинковой пяты. Данная чаша выполнялась в различных формах, которые зависели от региона, в котором производились ножны.

Также встречается и такие случаи, когда ножны покрывали при помощи металлических пластинок, но зачастую, данную обивку проводили в целях декорирования ножен, и пластинка закрывала лишь внешнюю часть ножен, которую было видно во время ношения. В случае, когда древесная порода имела достаточно сильную ценность, либо располагала замечательными изображениями, то в металлических пластинах проделывали «окошки» для того, чтобы было лучше видно изображение. Пластинки декорировались при помощи орнамента в виде гравировок.

КрисМифология

Крис во все времена расценивался, в качестве весьма мощного сакрального объекта. Его элементы, такие как рукоятка и клинок, располагали особенной символикой. Исходя из того, какую фигурку мастер изображал на рукоятке, а также какой узор был представлен на клинке, кинжал мог принести удачу, богатство либо мог выполнять функции хранителя своего владельца от всякого рода неприятностей. Символы, которые были заложены в кинжале, обязательно должны были подходить своему владельцу, и к его социальному статусу, если этого не было, то данный кинжал мог нанести вред и накликать беду на своего хозяина. Вследствие чего, воины подбирали такого рода кинжалы с большой тщательностью. Исходя из традиций, хозяин должен был класть новый кинжал себе под подушку. Если после данного действия ему начинали сниться кошмары, то данный кинжал необходимо было поменять. На данной территории верили, что владелец и кинжал, должны иметь особенную связь.

Также известным фактом является и то, что военные мастера, могли производить такие кинжалы для того, чтобы убить одного конкретного человека. Одним из кузнецов, который упоминается в яванском «Параратоне» (что можно перевести как «Книга царей»), Гандринг становится легендарным. В этом источнике Кен Ангрок, который являлся будущим основателем династии Сингасари и Маджапахита, заказывает крис, и дал на его изготовление срок, который был равен пяти месяцам. Исходя из того, что крис к назначенному сроку готов не был, Кен Ангрок, очерь разозлился и убил кузнечного мастера. В то же время, кузнец, перед смертью успел проклясть Кен Ангрока и его род. Он предсказал, что как он, так и его потомки умрут от этого же криса. Позже, данное предсказание сбудется, и Кен Ангрок и шестеро его потомков были убиты этим самым крисом.

Владелец старался не вынимать крис без повода из ножен и не указывать ни на кого при помощи его обнаженного острия. В период исполнения ритуальных танцев с использованием обнаженных кинжалов, исполнитель должен был прикоснуться острием своего кинжала земли, для того, чтобы снять его негативное влияние. Плюс к тому же кинжалы вешались возле входа в жилище, и считали их хранителями дома. Также имеются легенды, в которых крис обладал возможностью летать, тем самым защищая хозяина и его дом от напавших на него воинов.

Среди легендарных крисов мы можем выделить крис чондонг чампур, который был произведен из железа, которое было добыто в разнообразных регионах Индонезии, с участием ста эмпу в XIV столетии, во времена расцвета державы Маджапахит. Данный крис являлся очень могущественным, но и весьма «своенравным». В ночи, когда на небе не было луны он сам мог покинуть ножны и летать ища жертву. Правитель Маджапахита приказал собрать эмпу, которые были создателями криса, и разрушить его. Когда эмпу сумели поймать крис и поместить его в каменную ступу, для того, чтобы разбить, он был превращен в метеорит и взлетел в небеса. Исходя из легенды, данный метеорит будет возвращаться на территорию Земли каждые четыреста лет, неся за собой огромнейшие бедствия.

КрисПрименение

Исходя из строения клинка криса, его можно расценивать в качестве орудия колющего принципа действия. За счет формы рукоятки и углублениям, которые специально проделывались в клинке криса, он таким образом становится, как бы, продолжением указательного пальца владельца. Мужчины носили с собой только один крис, также это оружие могли использовать и женщины, но женские кинжалы имели более маленькие размеры. Во время боевых действий мужчины могли носить три кинжала, это были свой собственный кинжал, кинжал своего рода и кинжал рода своего тестя. В случае, когда бой происходил на двух крисах, то второй из них, служил в качеств оружия для парирования ударов оппонента. Весьма часто, данные кинжалы ломались, но в то же время, технология сборки была таковой, что изготовить новый крис из обломков старого, было очень просто. Зачастую в одном мы можем найти элементы, которые были характерны для различных регионов. В большей части районов особую разновидность криса использовали в качестве орудия для казни. У данных кинжалов имелся длинный прямой и тонкий клинок.

Крисология

Следует заметить, что есть специальная наука, называющаяся крисологией (от малайского ilmu kekerisan). Она изучает эволюцию и генезис данных клинков, их технологию производства, а также и верования в мистические свойства этого орудия. Также в область этой науки входят и социальная роль, и место в культуре крисов. Среди знаменитых ученых-крисологов мы можем выделить Хамзури, Кусни, Бамбанг Харсринуксмо, Мубирман, Харди, которые работают на территории Индонезии; Комэя Есимити проживающий в Японии; Э. Фрей, Г. Б. Гарднер и А. Х. Хилл проживающие на территории Англии; Б. Сольюм, который проживает в Австралии; Д. Ф. Дрэгер проживающие на территории США; Шахрум бин Юб, который проживает в Малайзии; В. Г. Резанов, работающий на территории России. В 2005 крис был объявлен ЮНЕСКО, как шедевр мирового наследия человечества.

wpDiscuz
error: Копирование запрещено.