Кханда

КхандаКханда – является индийским мечем, который, как правило, относят к палашам, за счет слегка изогнутой рукоятки. Такую рукоятку мы можем встретить у нескольких экспонатов. Кханда представлена в виде прямого обоюдоострого меча, общая длинна которого составляет от 90 до 100 см. Такой клинок располагает обоюдоострой либо полуторной заточкой. Клинки у кхандр имеют прямую форму, и слегка расширяется к кончику. Зачастую конец закруглен, но в то же время, мы можем встретить и мечи, которые располагают заостренным концом в виде треугольника, который отлично приспособлен для ударов колющего типа. Что касается поперечного сечения, то клинок ромбоидный либо линзовидный. Гарда у таких мечей различается определенными разнообразными вариациями, тут мы можем встретить как корзинчатую, так и типично сабельную гарду.  Каждая кханда обладает дисковидным навершием, что является характерной чертой этого клинка, а также обладает длинным шипом, который выходит из навершия. Данный шип, является характерным признаком классического типа кханды, но в то же время данный аксессуар мы можем встретить не всегда. Сам термин «кханда» мы можем перевести с санскрита, как «меч». Иногда в качестве обозначения разнообразных видов кханд еще применяют именование патисса и фиранги.

Палаш либо меч кханда возникает на индийских землях. Ученые полагают, что мечи похожего типа, появились еще в период 300-540 года нашей эры. Данное суждение ученые сформировали благодаря скульптурным памяткам, которые относятся к периоду Гупта (280-550 годы нашей эры). На таких скульптурах изображаются солдаты, которые обмундированы при помощи похожих клинков. Подобные изображения мы также можем встретить и на барельефах, которые относятся к Х столетию нашей эры. Кханда первоначально являлась орудием для пехотинцев, но применялась и кавалеристами. Для воинов знатного происхождения, которые относились к касте кшатриев, кханда становится отличительным знаком принадлежности к их касте. Также мы можем сказать, что кханда для касты кшатриев, а позже и для раджпутов и сикхов, располагала таким же значением, как катаны для самураев японского государства. Вместе с улучшениями кавалерийских подразделений на территории Индии, в период Великих Моголов (XVI-XIX столетия), кханда потихоньку начинает уступать позиции кривым саблям, но в то же время, последние не сумели ее полностью вытеснить. Она сумела остаться в качестве оружия для сикхов и раджпутов. Таким образом, почти без сильных видовых изменений, кханда применялась аж до периода XIX столетия. Самой старой кхандой, которая дошла до сегодняшнего дня и хранится в музейном комплексе, датируется приблизительно 1300-ми годами. Это орудие принадлежало султану Ала-уд-дину, который выступал в качестве второго правителя КхандаТюрко-Афганской династии Халджи на территории Индии, начиная с периода 1296 и до 1316 годы. Огромное количество частных коллекций, а также и музейных комплексов в своих коллекциях имеют кханды XVII-XIX столетия. Нынешнее использование данного орудия, на территории Индии ограничивается лишь ролью церемониального оружия. Ее используют во время совершения некоторых обрядов и действах у сикхов. Кханда применяется также и в качестве театрального орудия в национальном индийском театре, во время исполнения классического вила танцев, который именуется Катхакали. Также следует заметить, что данное орудие используется в боевых целях в национальном индийском, боевом искусстве, которое именуется каларипайятом. Также в кханде заложен огромный сакральный смысл. На основной символике сикхизма, в виде обоюдоострого меча который расположен в центре. Если верить древнему писанию, то заостренные грани этого клинка отделяют Невежество от Истины. Правая часть меча выступает в качестве символа Свободы и Власти, которые располагаются под контролем духовных и моральных ценностей. Левый краешек выступает в качестве божественного Правосудия, которое карает недругов. Сама символика также называется кхандой.

Большая часть данного типа мечей, которые дошли до нашего времени, изготовлены из узорчатой индийской стали, позже мы можем наблюдать появление клинков из дамасской стали. Не взирая на то, что кханда выступает в качестве оружия довольно тяжелого, его клинок весьма гибкий и тонкий. Прочность такого клинка обеспечивает специальная накладка. Такие накладки могли быть расположены на плоскостях клинка, и доходить, до средины его длинны. Также могли быть расположены и на режущей кромке клинков. На одной из кромок, данная накладка могла иметь 2/3 клинковой длинны, иная же могла располагать 1/3 клинковой длинны. В данном случае мечи получали заточку полуторного типа.  Рукояти кханд являются одноручными, но шип, который выходит из навершия, могли применять также для захвата орудия левой рукой. Рукояти встречались как прямые, так и изогнутые. Именно данные «практически сабельные» рукоятки и дают основания именовать кханды не мечами, а палашами. Рукояти и гарды производились также из железа и Кхандадекорировались при помощи золота. На рукоятях и гардах изготавливали весьма мелкую насечку, после чего, в нее вбивалось золото. Под гарду как правило подкладывалась ткань для того, чтобы смягчить удары. Гарды кханд встречались трёх вариантов: 1 – староиндийские – располагали чашевидной защитой для рук и доскообразным навершием с шипом; 2 – корзинчатые – тут мы можем проследить появление широкой пальцевой дуги, которая соединяла навершие и чашу гарды, с шипом; 3 – индо-мусульманские – в таких мечах чаша заменялась на типичные, для сабель у арабов, крестовины, данный тип гарды является наиболее редким.

Благодаря своему особому строению, мы можем допустить, что кханда применялась в большинстве своем в пешем бою. Техника ведения боя таким орудием заключалась в нанесении весьма широких ударов рубящего типа. Острое лезвие давало возможность весьма успешно бороться с доспехами кольчужно-кожаного костюма. Благодаря усиленным накладкам, при помощи данного меча воин мог с легкостью отбивать удары, нанесенные оппонентом. Возникновение заостренного кончика, ученые связывают с влиянием орудий, пришедших из культуры запада, которая олицетворяла себя в виде арабов и редких европейцев. Также некоторые ученые полагают, что кханду применяли раджпуты в качестве орудия для самоубийства. Видя, что сражение он выиграть не сможет, раджпут поднимал меч держа его обеими руками и сам себе наносил удар по голове, так как в Индии смерть предпочиталась плену. Также следует заметить, что весьма часто мы можем встретить описания применения кханды в ножнах, в качестве трости – в землю воин упирал наконечник ножен из металла, а шип рукоятки выступал в качестве упора для рук.

wpDiscuz
error: Копирование запрещено.