Катана

КатанаКатана – это японское слово обозначающее палаш. Зачастую данный термин используется по отношению к мечу учигатана (uchigatana) после Периода Муромати. Данный меч представляет собой один из вариантов японского меча, еще одним популярным названием данного меча является термин «самурайский меч», и в основном определяется как японский меч стандартных размеров. Этот меч слегка изогнут (в отличие от более старого аналога японского меча «тати» (tachi), у которого был сильный изгиб), клинок этого меча в длину больше 60 см.

Катана отличается характерным внешним видом. Это меч с изогнутым, тонким, однолезвийным клинком, имеющий круглую или квадратную гарду, и длинную рукоятку, которая приспособлена для двуручного стиля ведения боя. Данный тип меча исторически связывают с самурайством в феодальном Японском государстве. Этот меч славится своим острым лезвием и высокой режущей способностью.

История возникновения термина «катана»

Если быть точным, то слово «катана» в японском диалекте применяют ко всем типам однолезвийных мечей. Это касается любого мечей, не только японских.

Слово «катана» изначально использовали в качестве общего термина для однолезвийных мечей, которые имели искривленный клинок. А «sugata» (форма) меча могла быть различной, в том числе и двулезвийная, данный термин в наше время используется неверно, так как описывает «nihonto» (меч в Японии) длинна которого 2 «shaku» (606 мм) либо длиннее, известен также как «dai» либо «daito».

Благодаря этой особенности и можно отличить катану от прямых мечей «chokuto», которые попали в Японию из Китая через Корею. Есть версии, что Chokuto является, первым мечем, который был смоделирован на подобии привезенных из Кореи клинков. Данное открытие первого nihonto (меч в Японии) было сделано в начальном периоде феодализма в Японии, а именно на закате IX столетия.

КатанаДанный термин произносили как «kah-ta-han» (от японского), данный символ кандзи первоначально означал меч дао, либо саблю или меч в Китае. После этого данное слово было позаимствовано португальцами. Португальцы под термином «катана» понимали «большой нож». Так как японский язык не располагает отдельными множественными и единственными формами, то как термин «катана», так и «катаны» являются верными.

Иное слово, дайкатана (daikatana) выступает псевдояпонским термином, который переводится как «большой меч». Данный термин получен благодаря неправильному прочтению термина из кандзи (от японского «daito»), которое произошло от китайского dadao (одна из вариаций меча дао). Ошибочное прочтение появилось благодаря тому, что кандзи можно прочитать по-разному учитывая их комбинации, а также с учетом нескольких слов в фразе. Данное слово использовалось в нескольких художественных произведениях, для того чтобы описать большую катану. Видеоигра Daikatana использовала данный псевдо-термин в своем названии. Верное именование данного варианта оружия — это тати (tachi), отати (otachi) и нодати (nodachi).

Meitou — является редким типом катан. Слово «Meitou» значит «знаменитый меч» или «именитый меч». Данные мечи являли собой огромную ценность и передавались из поколения в поколение. Данный тип меча получали за победу в сражениях или как подарок в знак огромного уважения. Meitou имеет превосходство над обычной катаной практически по всем параметрам. Данный меч имеет лучшую режущую способность, износостойкость, и т.д. Meitou являлся весьма дорогим классом мечей исходя из его качества. Данную катану изготавливал в ручную именитый кузнец и свое имя она получала в боях и во времена их долгого существования, а иногда и через роялти.

История развития катаны

Катаны, появились, как альтернативные мечи, на противовес тати, у которого был более прямой клинок. Появления катаны относят как минимум к Периоду Камакуры. Это подтверждается тем, что во многих японских национальных хранилищах имеются мечи, датируемые данной эпохой.

КатанаКак считают ученые, катаны получили широкую популярность благодаря изменению ведения рукопашного боя. Победа в боях завесила от быстроты реакции, и катана, с ее быстрым извлечением меча, отлично для этого подходила. Катана отлично подходила для этого, благодаря тому, что носили ее за поясоподобным кушаком («obi»), и лезвие кленка смотрело вверх. Благодаря этому, японский воин мог одним связным движением вытащить меч из ножен и поразить противника. Что касается, тати, то данный меч носился лезвием вниз и подвешивался ремнями.

Клинок катаны значительно изменился в длине с ходом истории. На закате XIV и в начале XV столетия длина катаны составляла от 70 до 73 см. Во времена XVI столетия обычная длина клинков составляла приблизительно 60 см. На закате XVI столетия обычная длинна клинков составляла приблизительно 73 см.

Катану зачастую использовали вместе с похожим на нее, но немного меньшим клинком, выполняющим вспомогательную роль. Называли данный меч вакидзаси, или shoto (что буквальо можно перевести как «короткий меч»). Еще встречаются вариации ношения катаны с танто (кинжалом самураев), данный меч был еще меньше предыдущего, а по форме очень напоминал нож. Катана в паре с вакидзаси именовались дайсё. Эти две вещи являлись визитной карточкой воина и показывали его социальный статус и его честь.

Строение катаны

Истинным японским мечем считается те, который был изготовлен из специальной японской стали, которую именовали Tamahagane. Данный сплав изготавливали из симбиоза твердой высокоуглеродистой стали и вязкой низкоуглеродистой стали. Эти виды стали, каждый по-своему, имеют позитивные и негативные стороны. Высокоуглеродистая сталь считается более твердой, таким образом она дольше остается острой, но в то же время весьма хрупкая и может сломаться во время состязания. Что касается низкоуглеродистой стали, то благодаря низкому количеству углерода сталь лучше поддается ковке, плюс данный вид металла имеет свойство поглощения энергии ударов при этом не ломаясь, недостатком же является то, что данный тип стали быстро затупляется. Изготовители катан использовали сильные стороны данных видов стали. Данное условие можно было достигнуть многими способами. Самым распространенным способом был способ, когда изготовляли U – образную частицу из высокоуглеродистой стали (представляло собой внешнее лезвие), и помещали ядро из низкоуглеродистой стали вовнутрь U – образной выемки, а затем при помощи нагрева и проковки всю конструкцию превращали в единое целое. Встречались кузнецы использующие четыре разных компонента (такие как лезвие, ядро, и обе боковые части), также были кузнецы использующие и пять компонентов.

Данную сборную заготовку нагревали и ковали несколько дней, позже заготовка складывалась пополам и опять проковывали, это делалось с целью чтобы удалить из нее примеси. Зачастую заготовки для клинков катан складывали не больше шестнадцати раз, после чего данную заготовку выковывали в виде клинка. На этом этапе производства заготовка клинка имела совсем не большей изгиб, либо не была изогнута вовсе. Небольшой изгиб катаны получают вследствие закалки клинка. Закалка производилась следующим образом: кузнец покрывал клинок влажным глиняным раствором в несколько слоев, рецепт данного раствора у каждого кузнеца был свой, зачастую туда входили глина, вода, иногда пепел, размолотые в порошок камни, а также встречалась и ржавчина в данном растворе. Лезвие катаны покрывали слоем потоньше, чем стороны и спинку клинка. После этого данный клинок нагревали и помещали в воду (встречались случаи когда кузнецы использовали место воды масло). Раствор из глины создавал теплоизоляцию, благодаря этому, закалялось только лезвие катаны, и именно из-за этого и выгибался клинок, за счет уменьшения напряжения кристаллической решетки на спинке меча. Данный процесс ко всему же создавал на клинке специальную слегка неровную линию, так называемую линию хамона, она была видимой только после того как клинок был отполирован. У каждого хамона своя линия и это придавало каждому мечу уникальность и считалось так называемой подписью кузнеца.

Закалка стали включает в себя изменения в микроструктуре кристаллической решетки металла благодаря охлаждению металла от температуры приблизительно 800 градусов (имело ярко-красную окраску). Идеальной закалкой считался цвет не выше чем желтый. Если катану охлаждали постепенно, металл успевал раскладывался на железо и углерод, и его кристаллическая решетка возвращалась в его изначально состояние. Но, если охлаждали катану быстро, кристаллическая решетка оставалась такой же, которой она была в состоянии нагрева. Причиной появления кривизны на правильно закаленной японской клине является карбид железа, который формируется во время нагрева и сохраняется при охлаждении, он имеет меньшую плотность, чем у составляющих его элементов по отдельности.

После того, как клинок выковывали, его следовало отполировать. Полировали клинок от одной до трех недель. Мастер использовал с каждым разом более тонкие полировальные камни, до тех пор, пока клинок не становился зеркальным. Данный процесс называли глазированием. Этот процесс делал клинок очень острым и уменьшал его лобовое сопротивление, облегчая тем самым разрез. Искривленная форма клинка тоже способствовала увеличению его режущей способности.

Пользование катаной

Уникальность конструкции данного типа меча, а именно его сильная острота, требовали огромное количество предосторожностей в обращении с данным клинком. Неправильное использование и игнорирование данных предосторожностей приводило к повреждениям катаны или причинению себе увечий.

Техники фехтования с катаной

Существовало несколько школ использования катаны:

  • Баттодзюцу – искусство обнажать меч
  • Иайдо — данное искусство отвечало за внезапную атаку или контратаку
  • Iaijutsu – данное искусство отвечало за фехтование катаной на вытянутой руке
  • Кэндзюцу – данное искусство отвечало за владение мечом. Эта школа владения мечем родилась приблизительно в IX столетии, в то время как в Японии появляется класс воинов.
  • Синкэндо — данное искусство отвечало за владение мечом. Эта школа владения мечем родилась в 1990 году в США, ее основателем был Тосисиро Обатой.

Хранение и обслуживание катаны

КатанаЕсли владелец будет сохранять катану ненадлежащим образом или неверно обслуживать ее, то клинок может быть поврежден и навсегда выведен из строя. Данные клинки обязательно должны были сохраняться в чехлах, искривлением вниз (что значит лезвием вверх). Очень важным является то, чтобы клинок всегда был хорошо смазан маслом, припудрен и отполирован, так как естественная влажность рук могла привести к ржавчине клинка, если его вовремя не чистили. Зачастую использовали масло choji (на 99% состояло из минерального масла и на 1% из гвоздичного масла что предавало аромат). Во время хранения на долгое времени нужно чтобы катана постоянно осматривалась и при надобности сохранялась в безвоздушной среде для сбережения клинка от ржавления или плесени (плесень могла появиться на клинке из-за остатков соли из масла, используемого при полировке катаны, которые могли остаться на нем).

 

Подобные катано-мечи Японии

  • Учигатана, является промежуточным мечем между тати и катаной.
  • Кодати, зачастую его называют псевдояпонским словом чискатана или когатана, его ошибочно относят к катанам.
  • Ниндзято, мечь по длине покороче катаны, в то же время данный меч имеет рукоять таких же размеров и является более прямым, с небольшим изгибом клинка. Этот меч считается «мечем ниндзя». Учитывая более короткий клинок данного меча, ниндзя имеют ножны по размеру аналогичные ножнам катаны. Данная уловка сделана для того, чтобы обмануть противника-самурая и быстрей вытянуть меч из ножен.
  • Тати/нодати/одати, зачастую называются псевдо японским словом дайкатана, и его ошибочно относят к катанам.
  • Вакидзаси, меч имеющий короткий клинок, зачастую носился вместе с катаной в дайсе.
wpDiscuz
error: Копирование запрещено.